Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Вас никогда не удивляло, с какого перепугу в нулевых годах Nissan как проклятый пахал над созданием крупносерийного электромобиля Leaf, а Toyota в конце девяностых поспешно представила гибрид Prius, хотя технология гибридной трансмиссии явно была слишком сырой?
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили
Toyota
Содержание статьи

Что двигало двумя японскими концернами, заставляя их с опережением работать над экологичными машинами – в то время, когда потребителей эти вопросы еще мало волновали? Обладали ли их топ-менеджеры даром предвидения?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальность куда прозаичнее. Чтобы понять истоки появления тех ранних «электричек», нужно из Японии перенестись в Америку и отмотать историю назад до 1990 года, когда в штате Калифорния приняли один необычный закон.

К слову «Калифорния» автоконцерны питают смешанные чувства. С одной стороны, это крупнейший и самый богатый штат в Америке, в нем продается больше автомобилей, чем во многих странах. С другой, калифорнийские законодатели постоянно придумывают все новые драконовские законы по части безопасности и экологичности автомобилей, которые потом перенимают и в других частях света.

Вот и в 1990-м Калифорния первой в мире выпустила закон, требовавший, чтобы автопроизводители начали производить и продавать автомобили, не создающие вредных выхлопов – читай, электромобили. Условия были неслыханно жесткими: уже через 8 лет доля «электричек» в продажах автомобилей должна была достигнуть 2%, а к 2003 году – 10%. Не справился – плати большой штраф.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наверное, менеджеры корпораций в тот момент чувствовали себя школьниками, которые пришли в школу и с ужасом осознали, что домашнее задание не сделали. Потому что наработками в области электромобилей они в тот период истории не занимались от слова «совсем». Единственным электромобилем, снискавшим хоть какой-то успех на американском рынке, был смешной малыш Vanguard-Sebring CitiCar/Commuter Vehicles Comuta-Car, выпускавшийся с 1974 по 1982 годы.

Vanguard-Sebring CitiCar/Commuter Vehicles Comuta-Car
Vanguard-Sebring CitiCar, он же Commuter Vehicles Comuta-Car
Henry Ford Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но делать нечего, условия названы: разрабатывай электромобили или теряй деньги. Так начала рождаться плеяда электромобилей первого поколения.

Каким было первое поколение электромобилей

С какими сложностями они столкнулись и чего добились, хорошо видно на примере электрического RAV4, модели, наиболее тепло принятой на рынке.

Электромобиль первого поколения Toyota RAV4
Электрический вариант первого поколения Toyota RAV4
Toyota
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для инженеров Toyota это была уже третья попытка создать электромобиль, причем первые две закончились неудачей. Главной проблемой были свинцово-кислотные аккумуляторы, на которые делалась ставка. Они были слишком тяжелыми (чтобы получить ту же емкость, какую имеют аккумуляторы современных электромобилей, батарея должна была весить 3 тонны!) и приходили в негодность уже через полгода.

К счастью для RAV4, решение нашлось в лице никель-металлогидридных батарей, разработанных в Panasonic. С ними маленький электрический кроссовер развивал скорость 125 км/ч, а заряда батареи хватало на 150 км. Разгонялся он даже лучше, чем бензиновый, благодаря хорошей тяге электромотора.

Никель-металлогибридные батареи сделали возможным создание первого поколения электромобилей.

Аккумулятор сделали плоским и разместили под полом салона. Благодаря такому решению машина получилась устойчивая, а размер багажника даже увеличился по сравнению с бензиновой версией. Сейчас такая компоновка стала классикой в мире электромобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Toyota RAV4 электромобиль
Toyota

Мировая премьера RAV4 в обеих версиях – бензиновой и электрической – прошла в 1997 году. Бензиновой предстояло стать одной из самых популярных моделей бренда Toyota. Электрическую в итоге выпустили в количестве всего 1484 экземпляра, и все равно это был самый успешный электромобиль своего поколения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Калифорнийский закон провалился, но оставил след

Ближе к 1998 году стало ясно, что никто из автопроизводителей не в состоянии выполнить требования штата, и закон был заметно смягчен.

Но его наследие оказалось куда серьезнее, чем можно подумать. Опробованные на RAV4 технологии позволили Toyota в сжатые сроки создать Prius, первый гибридный автомобиль мира.

Другие компании, включая Nissan, Honda и другие, тоже начали ускоренно работать над вторым поколением. Все понимали: пусть Калифорния взяла фальшстарт, но не за горами время, когда законодатели сделают вторую попытку стимулировать продажи электромобилей.

Так и случилось. В конце 1990-х Япония и Евросоюз начали вводить меры, требующие развивать электротранспорт, а в конце нулевых к ним присоединился Китай.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
tesla cybertruck
Феноменальный успех Tesla был бы невозможен, не случись та история в девяностых.
Mr.choppers - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Электро вместо био

Заставляет задуматься вот какой вопрос. К тому моменту, когда автопроизводители впопыхах работали над электромобилями, уже существовало альтернативное решение, тоже полезное для экологии – биотопливо. Этанолом можно было заправиться на многих АЗС в США и нескольких других странах.

заправка е85 этанол
Соцсети

Однако автомобили на биотопливе все же выбрасывают вредные газы, поэтому в тогдашний калифорнийский закон они не вписывались. Кто знает, были бы электромобили так популярны в наши дни, если бы технологический прогресс не перенаправили силком от биотехнологий к электрическим?