Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили
Что двигало двумя японскими концернами, заставляя их с опережением работать над экологичными машинами – в то время, когда потребителей эти вопросы еще мало волновали? Обладали ли их топ-менеджеры даром предвидения?
Реальность куда прозаичнее. Чтобы понять истоки появления тех ранних «электричек», нужно из Японии перенестись в Америку и отмотать историю назад до 1990 года, когда в штате Калифорния приняли один необычный закон.
К слову «Калифорния» автоконцерны питают смешанные чувства. С одной стороны, это крупнейший и самый богатый штат в Америке, в нем продается больше автомобилей, чем во многих странах. С другой, калифорнийские законодатели постоянно придумывают все новые драконовские законы по части безопасности и экологичности автомобилей, которые потом перенимают и в других частях света.
Вот и в 1990-м Калифорния первой в мире выпустила закон, требовавший, чтобы автопроизводители начали производить и продавать автомобили, не создающие вредных выхлопов – читай, электромобили. Условия были неслыханно жесткими: уже через 8 лет доля «электричек» в продажах автомобилей должна была достигнуть 2%, а к 2003 году – 10%. Не справился – плати большой штраф.
Наверное, менеджеры корпораций в тот момент чувствовали себя школьниками, которые пришли в школу и с ужасом осознали, что домашнее задание не сделали. Потому что наработками в области электромобилей они в тот период истории не занимались от слова «совсем». Единственным электромобилем, снискавшим хоть какой-то успех на американском рынке, был смешной малыш Vanguard-Sebring CitiCar/Commuter Vehicles Comuta-Car, выпускавшийся с 1974 по 1982 годы.
Но делать нечего, условия названы: разрабатывай электромобили или теряй деньги. Так начала рождаться плеяда электромобилей первого поколения.
Каким было первое поколение электромобилей
С какими сложностями они столкнулись и чего добились, хорошо видно на примере электрического RAV4, модели, наиболее тепло принятой на рынке.
Для инженеров Toyota это была уже третья попытка создать электромобиль, причем первые две закончились неудачей. Главной проблемой были свинцово-кислотные аккумуляторы, на которые делалась ставка. Они были слишком тяжелыми (чтобы получить ту же емкость, какую имеют аккумуляторы современных электромобилей, батарея должна была весить 3 тонны!) и приходили в негодность уже через полгода.
К счастью для RAV4, решение нашлось в лице никель-металлогидридных батарей, разработанных в Panasonic. С ними маленький электрический кроссовер развивал скорость 125 км/ч, а заряда батареи хватало на 150 км. Разгонялся он даже лучше, чем бензиновый, благодаря хорошей тяге электромотора.
Аккумулятор сделали плоским и разместили под полом салона. Благодаря такому решению машина получилась устойчивая, а размер багажника даже увеличился по сравнению с бензиновой версией. Сейчас такая компоновка стала классикой в мире электромобилей.
Мировая премьера RAV4 в обеих версиях – бензиновой и электрической – прошла в 1997 году. Бензиновой предстояло стать одной из самых популярных моделей бренда Toyota. Электрическую в итоге выпустили в количестве всего 1484 экземпляра, и все равно это был самый успешный электромобиль своего поколения.
Калифорнийский закон провалился, но оставил след
Ближе к 1998 году стало ясно, что никто из автопроизводителей не в состоянии выполнить требования штата, и закон был заметно смягчен.
Но его наследие оказалось куда серьезнее, чем можно подумать. Опробованные на RAV4 технологии позволили Toyota в сжатые сроки создать Prius, первый гибридный автомобиль мира.
Другие компании, включая Nissan, Honda и другие, тоже начали ускоренно работать над вторым поколением. Все понимали: пусть Калифорния взяла фальшстарт, но не за горами время, когда законодатели сделают вторую попытку стимулировать продажи электромобилей.
Так и случилось. В конце 1990-х Япония и Евросоюз начали вводить меры, требующие развивать электротранспорт, а в конце нулевых к ним присоединился Китай.
Электро вместо био
Заставляет задуматься вот какой вопрос. К тому моменту, когда автопроизводители впопыхах работали над электромобилями, уже существовало альтернативное решение, тоже полезное для экологии – биотопливо. Этанолом можно было заправиться на многих АЗС в США и нескольких других странах.
Однако автомобили на биотопливе все же выбрасывают вредные газы, поэтому в тогдашний калифорнийский закон они не вписывались. Кто знает, были бы электромобили так популярны в наши дни, если бы технологический прогресс не перенаправили силком от биотехнологий к электрическим?