«Чепель? Нет, не слышал»: чем интересен редкий советский грузовик
Поначалу на нем выпускали австрийские грузовики Steyr по лицензии, затем заводские конструкторы разработали несколько собственных моделей.
Первый успех к молодому заводу пришел в 1950 году: тогда две машины Csepel, дизельный грузовик D-350 и его бензиновый собрат B-350, участвовали в сложном ралли, проходившем по Польше на дистанции 2000 км. Обе машины не только дошли до финиша, но и заняли первое и второе место в своих классах, обогнав иностранных конкурентов. Яркий старт в гонках стал хорошей рекламой.
Расцвет
Не только победа в гонке, но и воспоминания водителей тех времен говорят, что технический уровень и качество венгерских машин были высокими. Csepel одним из первых разработал бескапотные грузовики и седельные тягачи, которые охотно закупал, в том числе, и Советский Союз – в то время наша страна сама не обеспечивала себя такими машинами. Кроме них, производили гусеничные тягачи и мотоциклы «Паннония».
Закат
В конце 1960-х страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи – экономического союза стран социалистического лагеря) пересмотрели то, как они сотрудничают. В том числе, Венгрии определили роль производителя автобусов для всех членов альянса. С тех пор у советских граждан эта страна стала прочно ассоциироваться с маркой Ikarus.
Кстати, ноги «Икарусов» тоже растут из истории Csepel – шасси для автобусов производили именно здесь.
А вот производство грузовиков в новых условиях зачахло. Даже разработка нового технически продвинутого семейства D-566 не помогла. С постройкой завода-гиганта КамАЗ, СССР стал полностью обеспечивать себя грузовыми машинами и перестал закупать венгерские, а без основного покупателя их производство стало нерентабельным. К концу 1970-х годов марка Csepel фактически исчезла из автомобильного мира.