«Чепель? Нет, не слышал»: чем интересен редкий советский грузовик

История венгерской марки грузовых автомобилей получилась яркой и короткой.
«Чепель? Нет, не слышал»: чем интересен редкий советский грузовик
Csepel D-705. Bundesarchiv
В 1949 году в социалистической Венгрии построили новый автомобильный комбинат, названный Csepel («Чепель»).

Поначалу на нем выпускали австрийские грузовики Steyr по лицензии, затем заводские конструкторы разработали несколько собственных моделей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый успех к молодому заводу пришел в 1950 году: тогда две машины Csepel, дизельный грузовик D-350 и его бензиновый собрат B-350, участвовали в сложном ралли, проходившем по Польше на дистанции 2000 км. Обе машины не только дошли до финиша, но и заняли первое и второе место в своих классах, обогнав иностранных конкурентов. Яркий старт в гонках стал хорошей рекламой.

Csepel D-350 truck
Csepel D-350
Takkk - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расцвет

Не только победа в гонке, но и воспоминания водителей тех времен говорят, что технический уровень и качество венгерских машин были высокими. Csepel одним из первых разработал бескапотные грузовики и седельные тягачи, которые охотно закупал, в том числе, и Советский Союз – в то время наша страна сама не обеспечивала себя такими машинами. Кроме них, производили гусеничные тягачи и мотоциклы «Паннония».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закат

В конце 1960-х страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи – экономического союза стран социалистического лагеря) пересмотрели то, как они сотрудничают. В том числе, Венгрии определили роль производителя автобусов для всех членов альянса. С тех пор у советских граждан эта страна стала прочно ассоциироваться с маркой Ikarus.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, ноги «Икарусов» тоже растут из истории Csepel – шасси для автобусов производили именно здесь.

Csepel D-566 military truck
Csepel D-566
Székelyhidi Milán - Wikipedia

А вот производство грузовиков в новых условиях зачахло. Даже разработка нового технически продвинутого семейства D-566 не помогла. С постройкой завода-гиганта КамАЗ, СССР стал полностью обеспечивать себя грузовыми машинами и перестал закупать венгерские, а без основного покупателя их производство стало нерентабельным. К концу 1970-х годов марка Csepel фактически исчезла из автомобильного мира.