Автозапчасти в России получат обязательную маркировку «Честный знак»: 3 плюса и 2 минуса новшества
Минпромторг РФ подготовил проект эксперимента по маркировке автозапчастей и технических жидкостей, узнало издание ТАСС.
Если инициатива успешно пройдет согласование с другими ведомствами, то в скором времени на запчасти, моторные и трансмиссионные масла, антифриз и многие другие автотовары начнут наносить маркировку «Честный знак» – этикетку с цифровым кодом.
Как работает обязательная маркировка
На российские товары этикетку клеят на производстве, на импортные это обязан сделать импортер. Далее каждый раз, когда товар переходит от дистрибьютора к оптовым продавцам, затем в розничный магазин, ее сканируют, и информация о перепродаже остается в национальной базе данных.
Продавец розничного магазина также обязан сканировать маркировку при продаже. Если код окажется подлинным, касса одобрит покупку. Отсутствие этикетки или неверный код говорят о том, что товар поддельный.
3 плюса от новшества
Главной целью нынешнего новшества стала защита от подделок. Например, среди импортных моторных масел доля поддельных товаров превышает 50%, узнало ранее издание «Известия». Неудивительно, что автовладельцы в последние годы жалуются, что современные движки «не ходят долго». Если мотор и трансмиссия подозрительно быстро состарились, возможно, что причиной стали именно некачественные «серые» смазочные материалы.
Поэтому введение маркировки было вполне ожидаемо, сказал Techinsider Сергей Буланков, руководитель отдела закупок сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна».
Шины маркируют для борьбы с «серыми» продавцами
Тут уместно напомнить, что на автомобильную резину маркировку наносят еще с 2020 года, говорит руководитель отдела маркировки шин компании «Колеса Даром» Гузель Аглямова.
В этом случае целью стала борьба не с подделками, а с серыми продавцами. «Производство шин само по себе является весьма сложным технологическим процессом, и это делает подделку продукции шинных компаний нецелесообразной, – объясняет она. – Да и явно "подделанные" шины известных марок на рынке не встречались. Максимум, и очень редко, речь могла идти о бракованной партии от какого-либо завода оригинального бренда».
Основными целями обязательной маркировки шин были повышение уровня безопасности клиентов и контроль продаж в розничных сетях или со вторых рук – например, на авторынках или через маркетплейсы, говорит она. Это позволило очистить рынок от недобросовестных продавцов – например, торгующих украденным товаром.
И лишь как третий эффект, это позволило существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов, говорит эксперт.
«Нам система маркировки шин значительно помогла возможностью полного отслеживания пути каждой единицы товара, контролировать процессы на каждом этапе работы с маркируемой продукцией и узнавать всю информацию о каждой единице товара в краткие сроки», – говорит Гузель Аглямова, руководитель отдела маркировки шин компании «Колеса Даром».
2 минуса маркировки
Насколько эта мера окажется эффективной, пока непонятно, считает Сергей Буланков, руководитель отдела закупок сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна». «Результат можно будет оценить после полугода с начала маркировки. Но для тех, кто ввозит санкционные товары по серым схемам, ситуация во многом усложнится».
Плохая новость в том, что дополнительные расходы, связанные с данным нововведением, повлияют на стоимость товаров, и за маркировку в конечном итоге заплатит покупатель, предупреждает эксперт.
Обязательная маркировка еще и закроет доступ на рынок редким и эксклюзивным товарам, сообщало ранее издание «Известия». К примеру, если добросовестный мелкий предприниматель сейчас привозит из-за рубежа качественные моторные масла малоизвестного бренда, ему невыгодно будет проходить через бюрократию, связанную с получением маркировки, и проще будет отказаться от продаж этого товара.
Маркировка борется с подделками, но не с низким качеством
Это тоже надо помнить. Наличие этикетки лишь говорит о том, что товар сделан именно той компанией, название которой указано на упаковке, и что этот товар завезен в Россию легально. А вот оригинальный производитель заботится о качестве, это другой вопрос.