Автозапчасти в России получат обязательную маркировку «Честный знак»: 3 плюса и 2 минуса новшества

Мера должна защитить водителей от подделок. Но влияние маркировки будет значительно более широким: например, эксклюзивных и редких товаров станет меньше, а торговать запчастями на авторынках станет сложнее.
Автозапчасти в России получат обязательную маркировку «Честный знак»: 3 плюса и 2 минуса новшества
1st Autoworks
Содержание статьи

Минпромторг РФ подготовил проект эксперимента по маркировке автозапчастей и технических жидкостей, узнало издание ТАСС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если инициатива успешно пройдет согласование с другими ведомствами, то в скором времени на запчасти, моторные и трансмиссионные масла, антифриз и многие другие автотовары начнут наносить маркировку «Честный знак» – этикетку с цифровым кодом.

этикетка честный знак
Label4U.ru

Как работает обязательная маркировка

На российские товары этикетку клеят на производстве, на импортные это обязан сделать импортер. Далее каждый раз, когда товар переходит от дистрибьютора к оптовым продавцам, затем в розничный магазин, ее сканируют, и информация о перепродаже остается в национальной базе данных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продавец розничного магазина также обязан сканировать маркировку при продаже. Если код окажется подлинным, касса одобрит покупку. Отсутствие этикетки или неверный код говорят о том, что товар поддельный.

Потребитель и сам сможет просканировать код и таким образом узнать полезную информацию о товаре: дату и место изготовления, срок хранения и другие данные, которые производитель занес в систему «Честный знак».

3 плюса от новшества

Главной целью нынешнего новшества стала защита от подделок. Например, среди импортных моторных масел доля поддельных товаров превышает 50%, узнало ранее издание «Известия». Неудивительно, что автовладельцы в последние годы жалуются, что современные движки «не ходят долго». Если мотор и трансмиссия подозрительно быстро состарились, возможно, что причиной стали именно некачественные «серые» смазочные материалы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому введение маркировки было вполне ожидаемо, сказал Techinsider Сергей Буланков, руководитель отдела закупок сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна».

motor oil refill
deepblue4you - Getty Images

Шины маркируют для борьбы с «серыми» продавцами

Тут уместно напомнить, что на автомобильную резину маркировку наносят еще с 2020 года, говорит руководитель отдела маркировки шин компании «Колеса Даром» Гузель Аглямова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом случае целью стала борьба не с подделками, а с серыми продавцами. «Производство шин само по себе является весьма сложным технологическим процессом, и это делает подделку продукции шинных компаний нецелесообразной, – объясняет она. – Да и явно "подделанные" шины известных марок на рынке не встречались. Максимум, и очень редко, речь могла идти о бракованной партии от какого-либо завода оригинального бренда».

Основными целями обязательной маркировки шин были повышение уровня безопасности клиентов и контроль продаж в розничных сетях или со вторых рук – например, на авторынках или через маркетплейсы, говорит она. Это позволило очистить рынок от недобросовестных продавцов – например, торгующих украденным товаром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И лишь как третий эффект, это позволило существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов, говорит эксперт.

этикетка честный знак на шине
Prime25.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нам система маркировки шин значительно помогла возможностью полного отслеживания пути каждой единицы товара, контролировать процессы на каждом этапе работы с маркируемой продукцией и узнавать всю информацию о каждой единице товара в краткие сроки», – говорит Гузель Аглямова, руководитель отдела маркировки шин компании «Колеса Даром».

«Потребителям это придало уверенности в том, что они приобретают качественный и сертифицированный продукт через сети добросовестных продавцов, которые соблюдают законодательство и заботятся о клиентах».
Гузель Аглямова руководитель отдела маркировки шин компании «Колеса Даром»

2 минуса маркировки

Насколько эта мера окажется эффективной, пока непонятно, считает Сергей Буланков, руководитель отдела закупок сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна». «Результат можно будет оценить после полугода с начала маркировки. Но для тех, кто ввозит санкционные товары по серым схемам, ситуация во многом усложнится».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плохая новость в том, что дополнительные расходы, связанные с данным нововведением, повлияют на стоимость товаров, и за маркировку в конечном итоге заплатит покупатель, предупреждает эксперт.

Обязательная маркировка еще и закроет доступ на рынок редким и эксклюзивным товарам, сообщало ранее издание «Известия». К примеру, если добросовестный мелкий предприниматель сейчас привозит из-за рубежа качественные моторные масла малоизвестного бренда, ему невыгодно будет проходить через бюрократию, связанную с получением маркировки, и проще будет отказаться от продаж этого товара.

vintage motor oil cans
eBay

Маркировка борется с подделками, но не с низким качеством

Это тоже надо помнить. Наличие этикетки лишь говорит о том, что товар сделан именно той компанией, название которой указано на упаковке, и что этот товар завезен в Россию легально. А вот оригинальный производитель заботится о качестве, это другой вопрос.