«Малух», «Застава» и еще 4 конкурента нашего «Запорожца» из социалистических стран
У автомобильного мира соцлагеря была интересная особенность: здесь мирно сосуществовали как современные автомобили, так и дикая архаика. И те, и другие находили спрос. Кажется, и автозаводы, и правительства отдельных стран ситуация не смущала. По крайней мере, недостаточно смущала, чтобы вместе засучить рукава и ее исправить.
В этом недавно убедились журналисты старейшего российского издания «За рулем»: пролистав старые подшивки, они нашли аж 6 моделей малолитражных автомобилей, в разные годы выпускавшиеся в странах Варшавского договора. Зацените этот пестрый зоопарк.
ГДР: Trabant
Автомобильчик из Восточной Германии заслужил вечную славу тем, что это единственный серийный автомобиль с кузовом из дуропласта – композита из древесных отходов и связующей смолы. Да не просто серийный, а выпущенный в 3 миллионах экземпляров – больше, чем ЗАЗ-965, 966 и 968 вместе взятые, отмечают авторы «За рулем».
С технической точки зрения, в машине была пара передовых решений – передний привод, очень смелое решение для конца 1950-х, и композитный кузов. Интересно, что эти технологии были разработаны и испытаны еще в 1930-х годах немецкой же компанией DKW – на ее разработках и создавался послевоенный социалистический Trabant.
Trabant родился раньше «Запорожцев», в 1957-м, а выпускался дольше, вплоть до 1991 года. Автомобиль менялся мало, лишь двигатель становился все мощнее: в первых версиях всего 17 л. с., меньше, чем у наших машин, а в конце – мотор 40 л. с. от Volkswagen Polo.
Trabant единственный, кого из всей шестерки мы можем сравнить с «Запорожцами» по цене. В первой половине 1960-х, когда он все еще был относительно современной машиной, он и стоил дороже – 7850 марок, а «горбатый» ЗАЗ-965 в Германии продавали за 7530 марок. В 1970-х на Запорожском автозаводе освоили производство более совершенного ЗАЗ-968А, а немецкая машина осталась, по сути, прежней, и теперь ее продавали дешевле – 10850 марок, против 11950 для советской машины.
Trabant не пережил перехода к рыночной экономике в начале 1990-х: сразу после объединения двух Германий архаичный автомобиль перестали выпускать.
Польша: Syrena и Fiat
В том же 1957 году в советской Польше начали делать собственную машину малого класса. Syrena 101 была полным аналогом нашего ЗАЗ-965: одинаковая мощность двигателя – 27 л. с., похожие размеры и форма кузова, даже двери у нее открывались против хода, как у «Запорожца».
Хотя технически она была родственницей Trabant, поскольку тоже копировала идеи DKW, включая передний привод. Выпускали эту модель до 1983 года.
В 1972-м западный автопроизводитель Fiat построил в Польше автозавод и наладил выпуск своей новой заднемоторной малолитражки Fiat 126. Польские экземпляры отличались от итальянских приставкой P в наименовании, а в народе их звали Maluh («Малыш»). По мощности и динамике Fiat 126P несколько уступал ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968, производство которых к тому времени велось в СССР. Впрочем, модель оказалась удачной и выпускали ее аж до 2000 года.
Югославия: Zastava и Yugo
За десять лет до прихода Fiat в Польшу, в Югославии тоже наладили производство итальянских машин по лицензии, но не 126-го, а более раннего Fiat 600. Кстати, того самого, который стал прообразом для создания нашего ЗАЗ-965. Югославскую машину назвали Zastava. По характеристикам она тоже очень близка к горбатому «Запорожцу», только двигатель у нее не воздушного, а водяного охлаждения.
В 1980 году ему на смену пришла модель Yugo, лицензионная копия нового Fiat-127. Это был уже значительно более современный автомобиль, чем советский аналог тех лет ЗАЗ-968: у Yugo был передний привод и двигатели мощностью 45-65 л. с. На конвейере эта машинка продержалась аж до 2008 года. Она продавалась даже в США – удивительно, но американцы за все годы выпуска купили более 140 тысяч экземпляров.
Румыния: Oltcit
Тем временем, румыны выбрали в партнеры Citroen. Трехдверный переднеприводный хэтчбек Oltcit создавали при помощи французов и даже потом продавали во Франции под именем Citroen Axel.
В его внешности и конструкции чувствуется влияние французских инженеров. Под капотом – экзотический по меркам рубежа 1970-х и 1980-х двухцилиндровый мотор воздушного охлаждения мощностью 34 л. с. Выпускался этот автомобиль до 1995 года.