Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen
В 1948 году немецкие власти предложили Ford выкупить бывшие автозаводы Volkswagen. Недавно назначенный председателем совета директоров американской компании Эрни Брич съездил в Германию, поглядел на разбомбленные американцами же развалины и позже сказал Генри Форду Второму: «Не думаю, что их предложение стоит хотя бы ломаного гроша».
Как он должен был жалеть о своем решении десять лет спустя! Volkswagen восстановился феноменально быстро – а потом открыл для себя богатый, не разоренный войной рынок США. Одновременно то же открытие сделали в Renault.
Европейцы наносят первый удар
В 1949 году в Штаты завезли всего 12 тысяч европейских автомобилей. Через 8 лет их продажи выросли до 207 тысяч, но что еще больше пугало, к 1961-му они бы достигли 625 тысяч, с ужасом признал внутренний документ Ford того времени. Наверное, топ-менеджеры в Детройте чувствовали, как под ними шевелятся стулья, когда читали эти цифры.
В GM, Ford и Chrysler – компаниях детройтской «большой тройки» – свято полагали, что американские покупатели не любят маленькие машины. Оказалось, это не так – молодежь все чаще выбирала микролитражки. Компании бросились вдогонку за убегающими клиентами.
Первым очухался Studebaker
В 1959 году компания представила модель Lark: она стала успешной и несколько отсрочила гибель компании, но не смогла ее предотвратить.
А в 1960-м уже практически все заокеанские марки выставили в автосалонах компактные модели: Chevrolet Corvair, Chrysler Valiant, Ford Falcon, Pontiac Tempest и многие, многие другие.
Сокол, питающийся жуками
Правда, что значит компактные? Вот оцените, каким был Ford Falcon («Сокол»), самый успешный из этой плеяды. В первый год эта модель нашла 417 тысяч покупателей – рекорд, побитый лишь пять лет спустя знаменитым Ford Mustang, причем последний «Сокола» всего на тысячу экземпляров.
Этот автомобиль был детищем Роберта МакНамары, тогдашнего президента Ford. «МакНамара верил в автомобиль без опций, и в случае Falcon он реализовал этот принцип на всю катушку», – вспоминал позже знаменитый менеджер Ли Якокка. При этом, Falcon был довольно большим седаном, вмещавшим шесть человек.
Кардинал — это звучит мелко
Проблема в том, что Falcon победил не Beetle, а своих более дорогих американских собратьев. Тем временем, немецкие и французские машины установили новый рекорд продаж, потому что все еще были дешевле даже самых дешевых американских машин.
Тогда МакНамара совершил нечто неслыханное, запустив проект Segment 1 по разработке совсем уж маленького и дешевого автомобиля, которому в будущем предстояло получить название Cardinal (не смейтесь). По размерам как советские «Жигули», он по всем параметрам был лучше Beetle. Оцените сами: мощность 71 л. с. против 41 л. с., багажник в 4 раза больше, а расход топлива одинаковый.
Но главное, что двигатель предполагалось делать в Европе, где рабочая сила в те годы была в 2,5-3 раза дешевле, чем в США — совсем как сейчас в Китае. Это позволило бы почти выровнять цену Cardinal с Volkswagen Beetle.
Volkswagen победил... Volkswagen
Как ни странно, Cardinal так и не увидел свет. Главный вдохновитель этого проекта МакНамара в начале 1960-х стал министром обороны США и покинул Ford, а занявший пост президента компании Якокка уговорил Генри Форда прикрыть этот проект. Якокка считал, что модель провалится в продажах. Новый глава компании считал машину подходящей для европейского рынка, но не для американского, не в последнюю очередь потому, что выглядела она совсем не по-молодежному.
Интересно, что позже Cardinal представили в Европе под именем Ford Taunus, и он действительно обрел там успех. Американской молодежи Якокка вместо него подарил Ford Mustang, ставший еще большим успехом.
А Volkswagen Beetle выкурить из Америки так никто и не смог. Позже его победил сам Volkswagen с новой революционной моделью Golf.