Советская Yamaha: чем были интересны мотоциклы Pannonia и почему сейчас про них совсем забыли

В прошлые годы по СССР бегало более сотни тысч таких байков.
Советская Yamaha: чем были интересны мотоциклы Pannonia и почему сейчас про них совсем забыли
Pannonia T5. (c) Späth Chr. — Wikipedia
Интересно, что мотоциклы Pannonia были близкими родственниками автобусов Ikarus.

Выпускал их машиностроительный завод «Чепель» (Csepel) в Венгрии – тот самый, который делал шасси для «Икарусов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мотоциклы на Csepel начали выпускать в 1947 году

Сначала это были копии довоенных немецких DKW, а с 1956 года венгры разработали собственную неплохую модель TL 250. Несколько позже на ее базе сделали более современный мотоцикл TLT, заинтересовавший советские власти. Его начали поставлять в Советский Союз большими объемами, до 25 тысяч единиц в год. Интересно, что «Паннонии» находили спрос даже в США, что говорит об их неплохом уровне.

Почему Pannonia

Паннонией в древние времена называлась римская провинция, простиравшаяся на территории нынешней Венгрии.

Pannonia TLB De Luxe 250 мотоцикл
Pannonia TLB De Luxe 250. Красив, не правда ли.
Burrows - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Yamaha не хотим. Дайте велосипед»

Тем не менее, к концу 1960-х линейка мотоциклов TL устарела. Венгры решили больше не идти своим путем, а закупили лицензию на производство одного из лучших мотоциклов того времени Yamaha YDS-2.

Парадоксально, но именно его техническое совершество поставило крест на судьбе мотоциклетного производства Csepel. Боссы СССР сочли, что нашим гражданам столь сложный и дорогой мотоцикл не нужен, и отказались его закупать.

Лишившись основного покупателя, с 1975 года Csepel переключился на производство велосипедов.

Тот самый мотоцикл TLT 250
Тот самый TLT 250, с которого начались поставки Pannonia в СССР.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советским гражданам объяснили иначе

Звучит это оправдание странно. Почему бы не предоставить потребителям самим решить, готовы они платить за хороший мотоцикл или нет? Например, чехословацкие байки Jawa были одними из самых дорогих в ассортименте советских мотомагазинов, но всегда расходились как горячие пирожки.

Впрочем, советским и венгерским гражданам логику «сложно и дорого» раскрывать тогда не стали. В прессе говорилось, что в социалистическом лагере мотоциклы-де теряют популярность, зато интерес к велосипедам растет.

Вот так это работало в командной экономике.