Советская Yamaha: чем были интересны мотоциклы Pannonia и почему сейчас про них совсем забыли
Выпускал их машиностроительный завод «Чепель» (Csepel) в Венгрии – тот самый, который делал шасси для «Икарусов».
Мотоциклы на Csepel начали выпускать в 1947 году
Сначала это были копии довоенных немецких DKW, а с 1956 года венгры разработали собственную неплохую модель TL 250. Несколько позже на ее базе сделали более современный мотоцикл TLT, заинтересовавший советские власти. Его начали поставлять в Советский Союз большими объемами, до 25 тысяч единиц в год. Интересно, что «Паннонии» находили спрос даже в США, что говорит об их неплохом уровне.
«Yamaha не хотим. Дайте велосипед»
Тем не менее, к концу 1960-х линейка мотоциклов TL устарела. Венгры решили больше не идти своим путем, а закупили лицензию на производство одного из лучших мотоциклов того времени Yamaha YDS-2.
Парадоксально, но именно его техническое совершество поставило крест на судьбе мотоциклетного производства Csepel. Боссы СССР сочли, что нашим гражданам столь сложный и дорогой мотоцикл не нужен, и отказались его закупать.
Лишившись основного покупателя, с 1975 года Csepel переключился на производство велосипедов.
Советским гражданам объяснили иначе
Звучит это оправдание странно. Почему бы не предоставить потребителям самим решить, готовы они платить за хороший мотоцикл или нет? Например, чехословацкие байки Jawa были одними из самых дорогих в ассортименте советских мотомагазинов, но всегда расходились как горячие пирожки.
Впрочем, советским и венгерским гражданам логику «сложно и дорого» раскрывать тогда не стали. В прессе говорилось, что в социалистическом лагере мотоциклы-де теряют популярность, зато интерес к велосипедам растет.
Вот так это работало в командной экономике.