Правда ли старые машины отправляют под пресс - как их утилизируют на самом деле

​​​​​​​9 шансов из 10, что именно такая картинка сплывет у вас перед глазами при словах «утилизация автомобилей». Стереотип этот создан кинематографом: в нем есть доля правды, но только доля.
Правда ли старые машины отправляют под пресс - как их утилизируют на самом деле
Youtube
Содержание статьи

Как выяснила редакция Techinsider, на одном из этапов автомобильные кузова действительно сжимают под огромным прессом. До этого машины основательно «раздевают», так что к моменту прессования от них остаются, по факту, голые стальные скелеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Методы утилизации можно очень условно разделить на традиционные (так, например, работают в США) и современные (в Евросоюзе), объясняет Дмитрий Духовников, предприниматель и руководитель рециклинг-оператора Creator Solutions.

автомобиль после пресса
Узнаете голубой Lincoln Town Car 1990 модельного года?
Wilke339 - Wikipedia

Традиционная схема утилизации: Америка

В американской схеме с утилизируемого авто сливают все жидкости, собирают запчасти, пригодные для вторичной обработки или перепродажи. Остается лишь кузов, который прессуют и превращают в куб: «Прямо как в фильмах», – отмечает эксперт. Затем кубик отправляется на шредерные, а с них на сталелитейные заводы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
утилизированные машины США
IFCAR
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современный подход: Европа

Первой следующий большой шаг сделала BMW в 1994 году: баварский концерн открыл первый в мире современный утилизационный центр. С тех пор автопроизводители продвинулись еще дальше: технологии разборки и утилизации закладываются уже на этапе проектирования авто.

Сейчас в Европе утилизируется примерно 19 автомобилей из 20. В Германии, например, работают 15 приемных пунктов и 47 шредерных заводов. Для сравнения, в России шредерных станций всего 9.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
свалка автомобилей Германия
ALBA

Процесс переработки здесь значительно усовершенствован по сравнению с традиционными методами ради извлечения ценных ресурсов по максимуму. Станции утилизации отличаются высокой автоматизацией и в целом авторециклинг в Европе считается выгодным бизнесом, отмечает специалист.

Сначала автомобиль оценивают на наличие годных для вторичного потребления запчастей, таких как колеса, шины, аккумулятор и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем он отправляется на осушку: сливаются тормозная, охлаждающая и другие техжидкости. Интересно, что даже пустая машина выдает до 1,5 литра бензина и до 20 литров других жидкости.

После этого его частично разбирают, сортируя по материалам: металл, пластик, стекло, резина.

шредирование кузова автомобиля
LA Machines - Youtube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце голый металл разрывают на мелкие куски специальными шредерами, вращающимися со скоростью около 600 об/мин. Из полученной смеси с помощью магнитов извлекают черные металлы, оставляя цветные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на такую скрупулезную переработку, до 15% отправляется на свалку, говорит Дмитрий Духовников. Так что все еще есть над чем работать.

Автомобили начали отправлять под пресс в пятидесятых годах 20 века – а возможно, и раньше

В тот период истории двигателем прогресса были Штаты, где предприниматели раньше других обнаружили, что деньги буквально валяются на земле в форме старых машин, источника металлолома.

кладбище старых автомобилей
underworld - Fotolia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поскольку к тому времени история автомобилей насчитывала больше шестидесяти лет, успели скопиться солидные запасы разбитых авто. Они образовывали целые кладбища. В других случаях владельцы закапывали свои старые машины или находили им новое стационарное применение в качестве сарайчиков, перегородок или даже временного жилья.

В одном из источников инноватором в сфере переработки называется концерн Ford Motor: в начале 1960-х эта компания открыла первый фирменный завод рециклинга автомобилей. В те годы переработка была куда примитивнее – фактически, автопроизводителя интересовал только металл.

Как перерабатывают машины в России

Вплоть до 2010 года в нашей стране нормальной системы утилизации старых машин не было, рассказывает Дмитрий Духовников, предприниматель и руководитель рециклинг-оператора Creator Solutions. Автомобили собирались с обочин и из дворов и бросались на свалку без слива вредных жидкостей, без разборки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
старая мотоколяска ссср
Nomad Tales - Flickr

С началом программы утилизации в 2010 году авторециклинг постепенно начал развиваться. Процесс переработки у наших переработчиков устроен примерно так же, как в Европе. Как ни жаль, с завершением программы субсидий за утилизацию в 2019 году количество сдаваемых в переработку машин уменьшилось, говорит эксперт, и начал расти черный рынок автопереработки. Такие предприниматели собирают негодные автомобили, разбирают их на запчасти, кузова сдают на металлолом, а не пригодившиеся части попросту сжигают, что вредно для экологии.