Правда ли старые машины отправляют под пресс - как их утилизируют на самом деле
Как выяснила редакция Techinsider, на одном из этапов автомобильные кузова действительно сжимают под огромным прессом. До этого машины основательно «раздевают», так что к моменту прессования от них остаются, по факту, голые стальные скелеты.
Методы утилизации можно очень условно разделить на традиционные (так, например, работают в США) и современные (в Евросоюзе), объясняет Дмитрий Духовников, предприниматель и руководитель рециклинг-оператора Creator Solutions.
Традиционная схема утилизации: Америка
В американской схеме с утилизируемого авто сливают все жидкости, собирают запчасти, пригодные для вторичной обработки или перепродажи. Остается лишь кузов, который прессуют и превращают в куб: «Прямо как в фильмах», – отмечает эксперт. Затем кубик отправляется на шредерные, а с них на сталелитейные заводы.
Современный подход: Европа
Первой следующий большой шаг сделала BMW в 1994 году: баварский концерн открыл первый в мире современный утилизационный центр. С тех пор автопроизводители продвинулись еще дальше: технологии разборки и утилизации закладываются уже на этапе проектирования авто.
Сейчас в Европе утилизируется примерно 19 автомобилей из 20. В Германии, например, работают 15 приемных пунктов и 47 шредерных заводов. Для сравнения, в России шредерных станций всего 9.
Процесс переработки здесь значительно усовершенствован по сравнению с традиционными методами ради извлечения ценных ресурсов по максимуму. Станции утилизации отличаются высокой автоматизацией и в целом авторециклинг в Европе считается выгодным бизнесом, отмечает специалист.
Сначала автомобиль оценивают на наличие годных для вторичного потребления запчастей, таких как колеса, шины, аккумулятор и другие.
Затем он отправляется на осушку: сливаются тормозная, охлаждающая и другие техжидкости. Интересно, что даже пустая машина выдает до 1,5 литра бензина и до 20 литров других жидкости.
После этого его частично разбирают, сортируя по материалам: металл, пластик, стекло, резина.
В конце голый металл разрывают на мелкие куски специальными шредерами, вращающимися со скоростью около 600 об/мин. Из полученной смеси с помощью магнитов извлекают черные металлы, оставляя цветные.
Несмотря на такую скрупулезную переработку, до 15% отправляется на свалку, говорит Дмитрий Духовников. Так что все еще есть над чем работать.
Автомобили начали отправлять под пресс в пятидесятых годах 20 века – а возможно, и раньше
В тот период истории двигателем прогресса были Штаты, где предприниматели раньше других обнаружили, что деньги буквально валяются на земле в форме старых машин, источника металлолома.
Поскольку к тому времени история автомобилей насчитывала больше шестидесяти лет, успели скопиться солидные запасы разбитых авто. Они образовывали целые кладбища. В других случаях владельцы закапывали свои старые машины или находили им новое стационарное применение в качестве сарайчиков, перегородок или даже временного жилья.
В одном из источников инноватором в сфере переработки называется концерн Ford Motor: в начале 1960-х эта компания открыла первый фирменный завод рециклинга автомобилей. В те годы переработка была куда примитивнее – фактически, автопроизводителя интересовал только металл.
Как перерабатывают машины в России
Вплоть до 2010 года в нашей стране нормальной системы утилизации старых машин не было, рассказывает Дмитрий Духовников, предприниматель и руководитель рециклинг-оператора Creator Solutions. Автомобили собирались с обочин и из дворов и бросались на свалку без слива вредных жидкостей, без разборки.
С началом программы утилизации в 2010 году авторециклинг постепенно начал развиваться. Процесс переработки у наших переработчиков устроен примерно так же, как в Европе. Как ни жаль, с завершением программы субсидий за утилизацию в 2019 году количество сдаваемых в переработку машин уменьшилось, говорит эксперт, и начал расти черный рынок автопереработки. Такие предприниматели собирают негодные автомобили, разбирают их на запчасти, кузова сдают на металлолом, а не пригодившиеся части попросту сжигают, что вредно для экологии.