«Ока» против Daihatsu: 1 сходство и 3 отличия советской машины и ее японского прототипа
Есть страна, автомобильные фирмы которой собаку съели на мало- и микролитражках – Япония, родина кей-каров. Так что выбор ВАЗа понятен. Для изучения конструкторам в Тольятти прислали японские автомобили. А вот какие именно, версии разнятся.
Чаще всего можно слышать, что это была модель Daihatsu Cuore. Нюанс в том, что за время, пока в СССР работали над будущей малолитражкой, у этой японской машины сменилось три поколения.
Кто истинный предок
Издание «Колёса» предположило, что в Тольятти попала Cuore первого поколения, вышедшего в 1980 году. Что же, может быть – иначе почему у двигателя «Оки» было именно два цилиндра? Дело в том, что только у этого первого поколения японки двигатель был двухцилиндровым, а все последующие оснащались трехцилиндровыми.
Однако в начале 1980-х ВАЗ вместе с Серпуховским мотоциклетным заводом (СМЗ) все еще пытались разрабатывать малолитражку самостоятельно (если хотите знать больше, почитайте про ВАЗ-Э1101 по прозвищу «Чебурашка»).
Тогда, может быть, это было второе поколение, вышедшее в 1985-м? Взгляните на фотографию Cuore этого периода и будущую «Оку» – сходство более заметно, не правда ли.
Сделаем как у них, но по-своему
Как бы то ни было, в КБ Волжского автозавода японскую машину изучили и загрустили: к советским условиям эксплуатации она подходила мало. Участники ее испытаний рассказывали, что управляемость Cuore была никудышной – городскому автомобилю это и не нужно, он не предназначен развивать высокие скорости. С проходимостью все еще печальнее из-за малого клиренса и смешных 10-дюймовых колес.
Так что тольяттинцы начали вносить изменение за изменением.
Двигатели: совсем разные
Двигатель «Оки» представляет собой половину мотора ВАЗ-2108, создававшегося при помощи Porsche. Часть агрегатов вообще взяты от ВАЗ-2101 – например, воздушный фильтр.
Подвеска: сходство есть, но это случайность
У обоих автомобилей на передней оси стоит подвеска МакФерсон, сзади – упругая балка. Впрочем, это было типовое решение для того времени – такая подвеска была и у Lada Samara, и у большинства европейских моделей.
Только ведет себя эта подвеска очень по-разному. «Ока», в отличие от Cuore, имеет завидную проходимость и хорошо управляется на шоссе.
Интерьер и дизайн: однозначно похожи
Вы уже видели выше, что внешне два автомобиля однозначно похожи. Советская машина заимствует также компоновочные решения кей-каров. Например, такую интересную фишку: руль стоит слегка косо, к чему водителям приходится поначалу привыкать.
Характеристики: СССР на уровне
Премьера ВАЗ-1111 «Ока» состоялась в 1989 году. К этому времени инженеры Daihatsu заканчивали работу уже над третьим поколением Cuore: его премьера состоялась в 1990-м. Журналисты издания «За рулем» задались вопросом: раз «Ока» создавалась с оглядкой на иностранные модели начала 1980-х, можно ли было ее считать к этому времени современной?
Сравнив «Оку» и Cuore, они решили, что наша модель вполне на уровне по основным характеристикам – объему двигателя, базовой мощности, типу коробки передач. Но ее внешность уже смотрелась несколько старомодно.
Комплектация: японка выигрывает
Наша машина производилась с единственным вариантом двигателя объемом 0,65 л, позже 0,75 л, и единственной коробкой передач – 4-ступенчатой механической. Комплектация салона вплоть до 2000-х тоже существовала в единственном варианте.
Daihatsu же предлагала покупателям три мотора: 0,55, 0,65 и 0,85 л, мощностью от 27 до 40 л. с. Причем один из этих двигателей оснащался прямым впрыском и турбонаддувом. Коробок передач тоже было три: базовая 4-скоростная «механика», а за доплату 5-скоростная или 3-ступенчатая автоматическая. Существовал даже вариант с полным приводом. Кузов мог быть трех- и пятидверным, а для уличных торговцев существовал даже забавный фургон.
Если не считать бедность комплектаций, то уход от японского прототипа точно пошел «Оке» на пользу, и у нее в России всегда была армия фанатов.