ГАИ предлагает запретить мощные двигатели: глупость или разумный шаг
Если вы подумывали о том, чтобы обзавестись заряженной «буханкой» на больших зубастых колесах, поторопитесь: скоро сделать это станет проблематично.
Госавтоинспекция разметила на портале regulation.gov.ru проект поправок к постановлению правительства РФ №413, описывающему порядок внесения изменений в конструкцию автомобиля.
Для тюнеров важнее всего то, что мощность двигателя при замене можно будет увеличивать не более чем на 25%. Что это значит? Например, в нашей стране сейчас популярно ставить на УАЗы и «ГАЗели» мощные японские двигатели вместо их родных моторов. Если штатный движок той же «ГАЗели» выдает 100 л. с., то тюнинговые «тойотовские» варианты подчас имеют более 200 лошадок.
Опасно ли менять двигатель
У любого механизма есть лимит прочности, который если превысить, он разрушится. Так же и с автомобилями – если двигатель слишком мощный, это может нанести вред.
«Например, после установки нового мотора коробка передач может не справиться с крутящим моментом, – объясняет Дмитрий Демчук, генеральный директор сети авторемонтных мастерских "КарданБаланс". – Идет существенная нагрузка и на карданный вал: шарниры и крестовины быстрее изнашиваются, теряется стабильность и точность передачи крутящего момента. Неравномерность в передаче приводит не только к вибрациям, но и к потере контроля над автомобилем».
Статистика ДТП вроде бы это подтверждает, хотя и не напрямую. По данным ГИБДД, в прошлом 2023 году случилось около 5 тысяч аварий по причине технической неисправности автомобилей, и в каждом четвертом случае автомобиль-виновник имел неодобренные изменения в конструкции. Получается более тысячи аварий в год из-за нелегального тюнинга.
До какого уровня можно увеличивать мощность
С другой стороны, при проектировании автомобиля в его конструкцию закладывают некий запас прочности, поэтому небольшое превышение вреда не нанесет. Правда, получить информацию о том, насколько велик этот запас, не так просто. Часть сведений есть в ОТТС – сертификате одобрения типа транспортного средства, получаемом на каждую модель автомобиля, говорит Дмитрий Болотников, технический директор «СтелларТранс»: «Когда изготовитель готовит новую модель или модификацию автомобиля, машины проходят сертификацию. И там прописаны все возможные модификации двигателей, коробок, комплектаций, масса машин в конкретном варианте исполнения».
Например, в ОТТС на УАЗ Patriot самый мощный из перечисленных двигателей имеет мощность 150 л. с. Но и относительно этой величины конструкторами заложен запас – непонятно, насколько большой. Вот в ГАИ и решили внести его ограничить на цифре 25%.
Сейчас в России действует ГОСТ 59899-2021 «Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации», в котором запрет на установку двигателей на 25% мощнее штатных уже прописан.
Если же будут приняты поправки, предложенные в этом году, этот запрет станет полным. Желающим получить мощный тюнингованный автомобиль придется проходить сложную и дорогую экспертизу и получать новые документы.
Запрет не поможет, считают эксперты
Эксперты, опрошенные изданием «Коммерсантъ», считают, что подобный тюнинг не исчезнет – его просто перестанут оформлять законным образом, ведь если он вскроется, штраф за это составляет всего 500 руб. А раз так, то контролировать качество переделки и ее безопасность станет труднее.