Давайте на примерах. Хорошим образцом первого принципа будет двигатель Bugatti V16 – единственный серийный 16-цилиндровик во всей огромной автомобильной вселенной в наши дни. Надо сказать, Bugatti самой не хватило мозгов, чтобы его отладить, и этим занимались британские умельцы из Cosworth, собаку съевшие на крутых движках.
«Да ладно!» В сибирском гараже сделали 16-цилиндровый движок из китайских бензопил – и он работает

Так вот, у этого мотора четыре турбонаддува, электронный впрыск топлива, сложнейшие газораспределительный механизм и системы охлаждения и смазки, связывающие воедино цилиндры, умещенные в четыре ряда.
Все эти узлы показались лишними суровым сибирским механикам, ведущим Youtube-канал «Гараж 54», и они создали свой мотор с таким же числом цилиндров, у которого нет ни турбонаддува, ни впрыска топлива, ни даже коленвала и распредвала – да-да, вы прочитали правильно. А еще он двухтактный и имеет простейшее воздушное охлаждение. Ребята мыслят прямо по Эйнштейну, сказавшему когда-то, что чем проще, тем гениальнее!


Возьмем пилу. Лучше шестнадцать пил
Cosworth создавал свой знаменитый W16 не с нуля: базой для него послужили два мотора V8, которые соединили между собой под углом 90°.
А что, это идея, решили новосибирские парни. V8 под рукой не было, зато в местных магазинах в изобилии лежали недорогие китайские бензопилы, оснащенные одноцилиндровыми двухтактными моторчиками по 3,75 л. с. Ничтоже сумняшеся, команда Влада Барашенко, основателя канала, купила (или, по русской традиции, достала) нужное количество пил, вынула из них моторы и установила на общее основание, расположив их в два ряда с небольшим развалом.
Синхронизация цилиндров – главный вызов
Даже если бы инженеры Bugatti W16 создали только коленвал, а потом сказали «что-то мы устали» и бросили работу, уже один этот коленвал со сложной системой противовесов можно было бы считать шедевром механики.


«Коленвал? Нет, не слышали», – возможно, сказали сибиряки. И не стали заморачиваться: их агрегат имеет единый прямой вал в виде трубы, на которую насажено 16 шестерен. Каждая из них с помощью зубчатого ремня соединена со своим двигателем.
Получается, что этот гладкий приводной вал еще и играет роль распредвала, синхронизируя все цилиндры по скорости вращения.
И что, это работает?
Как вам сказать. В видеоролике, посвященном созданию 16-цилиндрового мотора, механикам «Гаража 54» удалось запустить движок, за что им уже можно дать медаль. Его даже присоединили к 4-скоростной коробке передач от стареньких «Жигулей».


Как всегда бывает с прототипами, тем более гаражной сборки, от мотора начали отваливаться детали. Резьба гаек, крепивших приводные шестерни, на половине моторов оказалась сонаправлена с вращением коленвала, и гайки начали ослабевать. Хитроумная система топливных трубок предательски дала течь в нескольких местах.
Как я понимаю, ребята извлекли уроки и собираются представить усовершенствованную версию движка. А если все получится, то установить его на автомобиль и прокатиться. Правда, придется придумать, как длиннющий агрегат впихнуть под капот.
Вряд ли сибир-мотор превратит «Жигули» в дорожного тигра, пожирающего «Порше» и закусывающего «Ламборгини», потому что мощность его точно не превысит 60 л. с. Но звук из выхлопной трубы должен быть обалденным. Если ее тоже не отбросят, как ненужную деталь.
Написано по материалам портала Autoevolution, так что прошу прощения у новосибирских ребят, если где-то при пересказе допустил неточность.