«Стоп, куда пропала машина?» Как ГАЗ устроил хайп на весь Союз с помощью маленького «Газона»

Редкий случай даже для полной казусов истории СССР: в типографиях уже печатались инструкции по эксплуатации для нового легкого грузовика-полуторки, когда будущий автомобиль вдруг словно провалился в Бермудский треугольник.
«Стоп, куда пропала машина?» Как ГАЗ устроил хайп на весь Союз с помощью маленького «Газона»
В общественном достоянии. Источник: dar-web.ru
На протяжении 1950 годов Горьковский автозавод работал над созданием грузовика грузоподъемностью 1,5 тонны – новой «полуторки» в замену ГАЗ-АА.

Чтобы вы лучше понимали контекст, поясню, что знаменитые горьковские грузовики ГАЗ-51 и позже ГАЗ-53 хотя и считались преемниками модели АА, все же получили отличались от нее существенной большей грузоподъемностью – три, а позже и четыре тонны. Однако колхозам требовалась более легкая машина, ведь далеко не везде подходил громоздкий и прожорливый трехтонник. Под запрос села автозавод и начал работать над новой полуторатонной моделью, получивший индекс ГАЗ-56.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любимец страны

Рассказывают, что когда макет автомобиля впервые показали госкомиссии, он привел в умиление даже суровых военных офицеров, таким он был компактным, ладным, изящным.

Проекту легкого грузовика дали благословение в верхах, и воодушевленные конструкторы продолжили доводить машину до ума. Все были так уверены что она встанет на конвейер, что ее даже показали на ВДНХ, а ее фотографии и изображения попали в прессу. Ходили слухи, что он получит инновационный форкамерно-факельный мотор. Автомобиль прошел испытательный пробег 25 000 км, имитируя гарантийные условия.

В процессе доводки его конструкция сильно изменилась. Автомобиль получил новую кабину от ГАЗ-53 (правда, эту замену позже сочли неудачной – она сделала облик машины более тяжеловесным и увеличила его массу).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
грузовик ГАЗ-56
В общественном достоянии. Источник: dar-web.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автозавод даже разработал и напечатал инструкции по эксплуатации, как вдруг из Москвы пришло распоряжение закрыть проект.

3 версии пропажи ГАЗ-56

Судя по всему, высшее начальство не дало никаких объяснений заводчанам, поэтому историки до сих пор рассуждают о причинах такого решения.

Возможно, причиной стала неизлечимая болезнь будущего автомобиля – двигатель, позаимствованный от легковой модели ГАЗ-21 «Волга», оказался слишком нежным для работы на грузовике, и требовал от водителей почтительного обращения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая версия состоит в том, что в те же годы военные отказались от перспективного однотонного полноприводного грузовика ГАЗ-62, с которым ГАЗ-56 был унифицирован по многим деталям – вот две машины и прихлопнули разом.

грузовик ГАЗ-62
ГАЗ-62
В общественном достоянии. Источник: dar-web.ru

Третья версия наиболее вероятна. Горьковский автозавод не успевал на имеющихся у него мощностях выпускать свой текущий ассортимент – грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53, бронеавтомобиль ГАЗ-47, легковые ГАЗ-21 и ГАЗ-13, полноприводный ГАЗ-66: где уж говорить о разворачивании производства новых моделей.

Забытые горьковские автомобили: лучшие истории

Горьковский автозавод был вынужден по той же причине отказаться еще от двух интересных моделей:

 

ГАЗ-62, легкого варианта военной «шишиги»

 

Двухместного внедорожника ГАЗ-М73, на полвека обогнавшего Suzuki Vitara X-90

 

Другой вопрос, почему нельзя было расширить производственные мощности, но к истории ГАЗ-56 он напрямую не относится.