«Стоп, куда пропала машина?» Как ГАЗ устроил хайп на весь Союз с помощью маленького «Газона»
Чтобы вы лучше понимали контекст, поясню, что знаменитые горьковские грузовики ГАЗ-51 и позже ГАЗ-53 хотя и считались преемниками модели АА, все же получили отличались от нее существенной большей грузоподъемностью – три, а позже и четыре тонны. Однако колхозам требовалась более легкая машина, ведь далеко не везде подходил громоздкий и прожорливый трехтонник. Под запрос села автозавод и начал работать над новой полуторатонной моделью, получивший индекс ГАЗ-56.
Любимец страны
Рассказывают, что когда макет автомобиля впервые показали госкомиссии, он привел в умиление даже суровых военных офицеров, таким он был компактным, ладным, изящным.
Проекту легкого грузовика дали благословение в верхах, и воодушевленные конструкторы продолжили доводить машину до ума. Все были так уверены что она встанет на конвейер, что ее даже показали на ВДНХ, а ее фотографии и изображения попали в прессу. Ходили слухи, что он получит инновационный форкамерно-факельный мотор. Автомобиль прошел испытательный пробег 25 000 км, имитируя гарантийные условия.
В процессе доводки его конструкция сильно изменилась. Автомобиль получил новую кабину от ГАЗ-53 (правда, эту замену позже сочли неудачной – она сделала облик машины более тяжеловесным и увеличила его массу).
Автозавод даже разработал и напечатал инструкции по эксплуатации, как вдруг из Москвы пришло распоряжение закрыть проект.
3 версии пропажи ГАЗ-56
Судя по всему, высшее начальство не дало никаких объяснений заводчанам, поэтому историки до сих пор рассуждают о причинах такого решения.
Возможно, причиной стала неизлечимая болезнь будущего автомобиля – двигатель, позаимствованный от легковой модели ГАЗ-21 «Волга», оказался слишком нежным для работы на грузовике, и требовал от водителей почтительного обращения.
Другая версия состоит в том, что в те же годы военные отказались от перспективного однотонного полноприводного грузовика ГАЗ-62, с которым ГАЗ-56 был унифицирован по многим деталям – вот две машины и прихлопнули разом.
Третья версия наиболее вероятна. Горьковский автозавод не успевал на имеющихся у него мощностях выпускать свой текущий ассортимент – грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53, бронеавтомобиль ГАЗ-47, легковые ГАЗ-21 и ГАЗ-13, полноприводный ГАЗ-66: где уж говорить о разворачивании производства новых моделей.