Можно ли в России жить в автодоме круглый год — или Почему у нас нет трейлерных парков
В США и ряде других стран небогатые люди, которые не могут позволить себе недвижимость, часто покупают подержанный жилой трейлер и годами живут в трейлерном парке по соседству с такими же «бездомными».
У нас это не принято, хотя в принципе это возможно и отдельные смелые люди подолгу живут в автодомах (кемперах), рассказал редакции Techinsider владелец такого транспортного средства.
Теоретически, жить в автодоме круглый год возможно
«Я лично знаю одну семью, которая переехала из маленького сибирского города в Москву. И прежде чем найти жилье в Москве, около полугода они жили всей семьей, двое взрослых с двумя детьми, в автодоме, – говорит Михаил Якимов, член общественного совета при Ространснадзоре и сам владелец автомобиля-кемпера. – Даже их старший ребенок пошел в ближайшую московскую школу прямо из автодома, который стоял недалеко от школы».
В Европе жить на колесах нельзя. А вот в России можно
В европейских городах законодательство запрещает такой образ жизни. За этим следит муниципальная полиция.
В России какое-либо определенное отношение к автотрейлерам, автодомам и людям, в них проживающим, пока не сформировалось. «Например, в России свободно можно проживать длительное время в черте города, даже на оживленных улицах, в автодоме. Это не запрещено законами и не вызывает какого-либо отторжения у местных жителей», – говорит он.
Важные проблемы – вода и канализация
И все же случаи вроде того, что упомянут выше, скорее, исключение из правил. На практике, владельцы мобильных домов сталкиваются с рядом сложностей, говорит эксперт.
«Автодом не только требует ресурсы, вроде электроэнергии, воды, газа и бензина, но и производит твердобытовые и жидкие отходы. С твердобытовыми отходами в городе еще можно решить вопрос, воспользовавшись контейнерными площадками. Кстати, платят за это другие жители (что может вызвать их недовольство). А вот с жидкими отходами дело обстоит значительно сложнее».
Зима бывает разная. Одну мобильный дом любит, другую не очень
Главная сложность, конечно, в климате, а именно в низких температурах, при которых эксплуатация автодома существенно затруднена, говорит Михаил. Сильнее всего от мороза страдают системы водоснабжения и водоотведения. «Самое банальное – довольно тяжело найти воду для заливки в автодом, которая используется для душа, туалета и кухни в автодоме», – рассказывает он.
Кстати, многие автодома рассчитаны на минусовые температуры, но не на сильные морозы, предупреждает он: «Застывают канализационные отходы в системах водоотведения автодома, перемерзают баки для хранения так называемой "серой" воды и возникает много сложностей с ее сливом».
Не дешевле, чем квартира
К самому существенному препятствию, мешающему созданию трейлерных городков, мы только сейчас подошли. «Надо сказать, что хотя жилье в России и дорогое, в данный момент автодома сопоставимы с его стоимостью», – говорит он.
Посудите сами. Стоимость квадратного метра жилья в России составляет около 80 тысяч рублей, а в Москве, например, 400 тысяч рублей за метр. Стоимость квадратного метра жилья в доме-прицепе составляет 150 тысяч рублей, а в автодоме – 300 тысяч рублей.
Например, прицеп с пробегом внутренней площадью около 15 кв. м, даже с пробегом, стоит от 2 миллионов рублей и выше, в чем вы легко убедитесь, зайдя на Avito.
Такой вот расклад.