Неукротимые механизмы: какими были экскаваторы 90 лет назад

Первый маленький экскаватор в СССР ездил почти так же лихо, как трактора, и потреблял авиационное топливо. И это еще не все интересное, что в нем можно найти.
Неукротимые механизмы: какими были экскаваторы 90 лет назад
Борис Васильевич — Techstory.ru
В начале 1930-х годов на московском заводе «Машиностроитель» освоили производство первого компактного экскаватора в советской истории.

Назвали его, по традиции тех лет, «Комсомольцем». Позднее, когда машину модернизировали, ей дали солидный, хотя и скучноватый индекс М1-ДВ-0,35, что означало – «модель №1, объем ковша 0,35 м3, двигатель внутреннего сгорания». Да-да, не удивляйтесь: в ту пору значительная часть экскаваторов все еще были паровыми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как трактор, но со стрелой

Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали как основу для экскаватора серийный трактор СТЗ-15/30, внеся минимум изменений: гусеничное шасси и двигатель остались прежними, на раму поставили поворотную станину для стрелы, немного изменили коробку передач под специфику экскаваторных механизмов – вот и все.

экскаватор комсомолец
Techstory.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, тракторный двигатель мощностью 32 л. с. потреблял не дизель, как в наши дни, а керосин. Запускался основной двигатель с помощью отдельного стартового бензинового моторчика-стартера.

Ну чистая механика!

В наши дни большинство экскаваторов имеют гидравлический привод, а самые крупные – электрический. 90 лет назад экскаваторы поголовно были механическими: ту или иную лебедку экскаваторщик рычагами подключал к основному двигателю, и она наматывала или разматывала соответствующий трос. Причем платформа поворачивалась только на 270°.

При такой конструкции, норов у машины был непростой. Работать на ней было что объезжать бычков на родео – занятие для смелых и сильных.

экскаватор м1-дв
Techstory.ru

Впрочем, экскаватор развивал солидную прыть в работе, выкапывая до 60 м³ грунта в час и заменяя в одиночку сотни рабочих. Неудивительно, что М1-ДВ стал популярен, а экскаваторщики, умевшие на нем работать, ценились выше золота.

Интересует история спецтехники в СССР? Зайдите на портал Techstory.ru – возможно, самое полное собрание фактов об этих машинах.