Неукротимые механизмы: какими были экскаваторы 90 лет назад
Назвали его, по традиции тех лет, «Комсомольцем». Позднее, когда машину модернизировали, ей дали солидный, хотя и скучноватый индекс М1-ДВ-0,35, что означало – «модель №1, объем ковша 0,35 м3, двигатель внутреннего сгорания». Да-да, не удивляйтесь: в ту пору значительная часть экскаваторов все еще были паровыми.
Как трактор, но со стрелой
Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали как основу для экскаватора серийный трактор СТЗ-15/30, внеся минимум изменений: гусеничное шасси и двигатель остались прежними, на раму поставили поворотную станину для стрелы, немного изменили коробку передач под специфику экскаваторных механизмов – вот и все.
Кстати, тракторный двигатель мощностью 32 л. с. потреблял не дизель, как в наши дни, а керосин. Запускался основной двигатель с помощью отдельного стартового бензинового моторчика-стартера.
Ну чистая механика!
В наши дни большинство экскаваторов имеют гидравлический привод, а самые крупные – электрический. 90 лет назад экскаваторы поголовно были механическими: ту или иную лебедку экскаваторщик рычагами подключал к основному двигателю, и она наматывала или разматывала соответствующий трос. Причем платформа поворачивалась только на 270°.
При такой конструкции, норов у машины был непростой. Работать на ней было что объезжать бычков на родео – занятие для смелых и сильных.
Впрочем, экскаватор развивал солидную прыть в работе, выкапывая до 60 м³ грунта в час и заменяя в одиночку сотни рабочих. Неудивительно, что М1-ДВ стал популярен, а экскаваторщики, умевшие на нем работать, ценились выше золота.
Интересует история спецтехники в СССР? Зайдите на портал Techstory.ru – возможно, самое полное собрание фактов об этих машинах.