Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

​​​​​​​Бывшие водители ЗИЛ-4972 вспоминали, что эта машина била на бездорожье не только армейские «Уралы» и «КамАЗы», но даже гусеничные вездеходы. В СССР существовал всего один другой вездеход с еще более впечатляющими возможностями.
Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ
В общественном достоянии. Источник: «Колёса.ру»
Содержание статьи

По странному совпадению, первый заказ на спецавтомобиль от только что созданного министерства чрезвычайных ситуаций России стал последним для СКБ ЗИЛ – специального конструкторского бюро, специализировавшегося на сверхпроходимых автомобилях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно оно разработало семейство вездеходов «Синяя птица» для космической программы Советского Союза, задачей которых был поиск и эвакуация приземлившихся космонавтов с места посадки.

Из-за этого факта в Рунете возникла путаница: многие источники утверждают, что МЧС стало инициатором этого проекта. На самом деле, создание машины началось еще за 3 года до того, как на сцене появились спасатели.

вездеход ЗИЛ-4972 грузовой
В общественном достоянии. Источник:dar-web.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сделайте как для космонавтов»

В 1989 году к руководству ЗИЛ обратился замминистра гражданской авиации СССР Алексей Горяшко с просьбой разработать машину с характеристиками, близкими к той самой «Синей птице», а точнее – поисково-спасательному комплексу для ЕГАПСС СССР. По сути, он представляет собой колонну из нескольких трехосных вездеходов-амфибий в разной комплектации, пассажирских и грузовых. Крушения самолетов тоже порой случаются в таких местах, куда добраться чертовские непросто, так что интерес авиаторов понятен.

ЗИЛ-4972 разрабатывался под нужды гражданской авиации.

Цену контракта озвучили заранее: управление ГА было готово платить за каждую машину по 55 тысяч рублей. Для сравнения, легковая «Нива» в те годы стоила около 10 тысяч. На ЗИЛе решили, что овчинка стоит выделки, и взялись за работу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ЗИЛ-4904 «Синяя птица» и ЗИЛ-4972 фото
ЗИЛ-4904 «Синяя птица» и ЗИЛ-4972 рядом
В общественном достоянии. Источник: "Колёса.ру"

Так что к 1992 году, когда проект привлек внимание МЧС – нового министерства, только что созданного на основе Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, – машина уже обросла мясом, так сказать. Спасатели лишь оформили детальное техническое задание и выдали формальный заказ, давший старт госфинансированию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два ЗИЛа в одном

Кабину для нового вездехода ЗИЛ-4972 использовали серийную, от грузовика ЗИЛ-4331, каких немало бегало по российским дорогам в девяностых годах. Двигатель и коробку передач – от него же.

ЗИЛ-4972
В общественном достоянии. Источник: "Колёса.ру"

А вот трансмиссия и шасси совсем другого класса — от того самого ЗИЛ-4906, с тремя осями, разнесенными на равные расстояния, и передней независимой подвеской. Передние и задние колеса – поворачиваемые, поэтому задние колеса едут точно по колее передних.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это маленькое изменение дает огромный эффект на топком грунте: на испытаниях ЗИЛ-4972 развивал тягу почти в два раза больше, чем у армейских вездеходов КамАЗ, бил даже знаменитые армейские «Уралы», а в ряде случаев и гусеничные тягачи.

Единственное, чем новый автомобиль уступал вездеходу комплекса ЕГАПСС, так это тем, что не умел плавать.

вездеход ЗИЛ-4972
В общественном достоянии. Источник:dar-web.ru

«А ЗИЛ едет?»

Малосерийное производство вездеходов развернули на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ПЗРА) под Нижним Новгородом, на специально под них созданном предприятии «Вездеход-ГВА». ЗИЛ рассчитывал производить до 2 тысяч машин в год. Следом за спасателями и авиацией, ими заинтересовались нефтяники, газовые компании и многие другие, кому приходится работать в необжитых местах.

Коллеги из издания «Колёса.ру» нашли отзыв водителя, которому довелось поработать на этой машине в одной из нефтегазовых компаний. По его словам, заказчики часто спрашивали: будет ли в колонне ЗИЛ-4972. Если ответ был положительным, на перевозку соглашались в любую погоду. Вездеход всегда ставили первым в колонне и он легко прокладывал дорогу для других машин. Догонял увязшие колонны, обходил по сугробам и вытаскивал машины одну за одной, а иногда и по две сразу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
вездеход ЗИЛ-4972
В общественном достоянии. Источник:dar-web.ru

Последний супер-ЗИЛ

К сожалению, денег на развертывание полноценного производства правительство не выделило. Всего было сделано несколько десятков единиц, а в начале нулевых проект тихо скончался. Машины аналогичного класса в России с тех пор не выпускались.