Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ
По странному совпадению, первый заказ на спецавтомобиль от только что созданного министерства чрезвычайных ситуаций России стал последним для СКБ ЗИЛ – специального конструкторского бюро, специализировавшегося на сверхпроходимых автомобилях.
Именно оно разработало семейство вездеходов «Синяя птица» для космической программы Советского Союза, задачей которых был поиск и эвакуация приземлившихся космонавтов с места посадки.
Из-за этого факта в Рунете возникла путаница: многие источники утверждают, что МЧС стало инициатором этого проекта. На самом деле, создание машины началось еще за 3 года до того, как на сцене появились спасатели.
«Сделайте как для космонавтов»
В 1989 году к руководству ЗИЛ обратился замминистра гражданской авиации СССР Алексей Горяшко с просьбой разработать машину с характеристиками, близкими к той самой «Синей птице», а точнее – поисково-спасательному комплексу для ЕГАПСС СССР. По сути, он представляет собой колонну из нескольких трехосных вездеходов-амфибий в разной комплектации, пассажирских и грузовых. Крушения самолетов тоже порой случаются в таких местах, куда добраться чертовские непросто, так что интерес авиаторов понятен.
Цену контракта озвучили заранее: управление ГА было готово платить за каждую машину по 55 тысяч рублей. Для сравнения, легковая «Нива» в те годы стоила около 10 тысяч. На ЗИЛе решили, что овчинка стоит выделки, и взялись за работу.
Так что к 1992 году, когда проект привлек внимание МЧС – нового министерства, только что созданного на основе Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, – машина уже обросла мясом, так сказать. Спасатели лишь оформили детальное техническое задание и выдали формальный заказ, давший старт госфинансированию.
Два ЗИЛа в одном
Кабину для нового вездехода ЗИЛ-4972 использовали серийную, от грузовика ЗИЛ-4331, каких немало бегало по российским дорогам в девяностых годах. Двигатель и коробку передач – от него же.
А вот трансмиссия и шасси совсем другого класса — от того самого ЗИЛ-4906, с тремя осями, разнесенными на равные расстояния, и передней независимой подвеской. Передние и задние колеса – поворачиваемые, поэтому задние колеса едут точно по колее передних.
Это маленькое изменение дает огромный эффект на топком грунте: на испытаниях ЗИЛ-4972 развивал тягу почти в два раза больше, чем у армейских вездеходов КамАЗ, бил даже знаменитые армейские «Уралы», а в ряде случаев и гусеничные тягачи.
Единственное, чем новый автомобиль уступал вездеходу комплекса ЕГАПСС, так это тем, что не умел плавать.
«А ЗИЛ едет?»
Малосерийное производство вездеходов развернули на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ПЗРА) под Нижним Новгородом, на специально под них созданном предприятии «Вездеход-ГВА». ЗИЛ рассчитывал производить до 2 тысяч машин в год. Следом за спасателями и авиацией, ими заинтересовались нефтяники, газовые компании и многие другие, кому приходится работать в необжитых местах.
Коллеги из издания «Колёса.ру» нашли отзыв водителя, которому довелось поработать на этой машине в одной из нефтегазовых компаний. По его словам, заказчики часто спрашивали: будет ли в колонне ЗИЛ-4972. Если ответ был положительным, на перевозку соглашались в любую погоду. Вездеход всегда ставили первым в колонне и он легко прокладывал дорогу для других машин. Догонял увязшие колонны, обходил по сугробам и вытаскивал машины одну за одной, а иногда и по две сразу.
Последний супер-ЗИЛ
К сожалению, денег на развертывание полноценного производства правительство не выделило. Всего было сделано несколько десятков единиц, а в начале нулевых проект тихо скончался. Машины аналогичного класса в России с тех пор не выпускались.