Как работает кондиционер автомобиля: объясняем на пальцах 2 самые интересные фишки

Самое интересное то, как он охлаждает салон... горячим воздухом из-под капота. В чем состоит вторая интересная фишка, вы узнаете в конце статьи.
Как работает кондиционер автомобиля: объясняем на пальцах 2 самые интересные фишки
gratuit — freeimageslive.co.uk
Содержание статьи
Если сравнивать с двигателем или трансмиссией, то автокондиционер – довольно простое устройство.

Его главные части – это два радиатора, один из которых находится в системе вентиляции салона, а второй под капотом автомобиля рядом с двигателем. Между двумя радиаторами циркулирует фреон, очень летучая жидкость, кипящая при температуре примерно –40°С.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фреон по кругу гонит компрессор – третья обязательная часть любого кондея. А компрессор, в свою очередь, приводится в движение двигателем автомобиля через приводной ремень. Еще в систему встроена электромагнитная муфта, которая разъединяет компрессор и двигатель, когда он не нужен, и фильтр-осушитель. По большому счету, это все главные части.

устройство кондиционера
Конденсатор (1), расширительный клапан (2), испаритель (3) и компрессор (4).
Ilmari Karonen - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парадокс кондиционера

Вы наверняка знаете, что тепло всегда передается от более теплого тела к более холодному точка При этом холодный предмет постепенно нагревается, а горячий остывает, пока их температура не станут одинаковыми.

Но вот что интересно: кондиционер подает в салон воздух с температурой около 20-25°C, комфортной для человека. Охлаждая воздух, фреон сам нагревается примерно до такой же температуры. После этого он поступает под капот двигателя, чтобы охладиться. Но температура под капотом гораздо выше, чем в салоне, здесь может быть и 45°C, и 60°C, и даже больше. Как же он может остыть?

дефлекторы вентиляции салона автомобиля
PxHere
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот здесь и начинается самое изящное физическое решение.

Сжать-нагреть, разжать-охладить

В физике есть закон, который гласит: если газообразное вещество сжать, то его температура повысится в той же пропорции – это явление называют законом Шарля. А если давление понизить, то вещество охладится. Вот как это используется в кондиционере или бытовом холодильнике – принцип их работы одинаков.

Фреон поступает в систему вентиляции салона в виде охлажденной смеси газа и жидкости. Нагреваясь от воздуха, он вскипает и весь превращается в газ. Поэтому этот радиатор называют испарителем.

После этого фреон из испарителя поступает в компрессор. Этот прибор сжимает фреон до очень высокого давления, более 1 МПа, перед тем, как направить его под капот. Когда наш газ сжимается, его температура повышается примерно до 150°C, после чего он поступает в радиатор под капотом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Воздухозаборники кондиционера на винтажном Imperial 1953 года фото
Воздухозаборники кондиционера на винтажном Imperial 1953 года.
CZmarlin - Wikipedia

Раз фреон настолько горячий, то даже от теплого воздуха моторного отсека он может остыть примерно до 45-70°C. Под высоким давлением газ превращается в жидкость – поэтому этот радиатор называют конденсатором.

Теперь охладившаяся жидкость снова движется в систему вентиляции. По пути она проходит через фильтр-осушитель, очищающий ее от влаги и загрязнений, и затем через клапан, после которого ее давление снова резко падает – а значит, по тому же закону Шарля и ее температура падает примерно до 10°C. Дело сделано – фреон снова может охлаждать воздух, поступающий в салон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как «безмозглый» компрессор сам собой управляет

Другая любопытная техническая загадка состоит в следующем. Когда автомобиль едет, двигатель работает то на более высоких оборотах, то на более низких. Когда вы стоите в московской пробке, он почти все время крутится на холостых оборотах. Но было бы некомфортно, если бы кондиционер постоянно менял мощность на ходу, охлаждая то сильнее, то слабее. Значит, его мощность надо стабилизировать.

Надо сказать, что кондиционеры появились задолго до того, как автомобили стали компьютерами на колесах, нашпигованными датчиками и электроприводами. Поэтому инженеры прошлых времен придумали остроумную механическую систему регулировки его производительности.

Климат-контроль Mercedes-Benz, 1970-е гг. панель
Климат-контроль Mercedes-Benz, 1970-е гг.
Thorsten Weber - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри компрессор выглядит как 5, 7 или 10 цилиндров, расположенных по кругу. В каждом движется поршень, сжимающий фреон и через систему клапанов проталкивающий его от испарителя к конденсатору. Все поршни нанизаны на наклонный диск с подвижной точкой крепления. Когда диск наклоняется в одну сторону, вперед движутся поршни с одной стороны, когда в другую – с обратной. Проще всего понять, взглянув на следующую анимацию.

анимация аксиально-плунжерная гидромашина
Van helsing - Wikipedia

Вы видите, что если диск наклонять сильнее, то и ход поршней будет более длинным, а значит, они будут работать более мощно. Компрессор кондиционера управляет углом наклона диска в зависимости от давления в системе – так его производительность динамично регулируется.