«Разболтовка – это где?!» Что водителям нужно знать осенью про важную часть автомобиля
В мире этот параметр называют Pitch Circle Diameter, или PCD, а в России попросту называют разболтовкой, объясняет Леонид Дёмин, предприниматель и владелец производства автомобильных кованых дисков Power Wheels. Эта характеристика, определяет количество отверстий для крепления диска к ступице и диаметр окружности в миллиметрах, на которой они располагаются. К примеру, у современных моделей BMW и группы VAG (Skoda, Audi, Porsche) это обычно 5*112, что значит «5 отверстий на окружности диаметром 112 мм».
К сожалению, единой мировой унификации крепежа не существует, поэтому всегда необходимо проверять, какой PCD у вашего автомобиля.
Как проверить разболтовку
Проще всего заглянуть в инструкцию по эксплуатации машины и найти значение того самого PCD. «Но это сработает только в том случае, если ступицы с завода не меняли, – предупреждает эксперт. – Иногда у разных комплектаций одной модели PCD отличается, но сами ступицы взаимозаменяемы. Если есть сомнения – лучше обратиться к специалистам с измерительным оборудованием».
А что если замерить самостоятельно?
Лучше не стоит, считает он. Ошибиться на пару миллиметров вполне возможно, и вы нечаянно купите диски от другой машины. Например, диаметр PCD для Toyota и Lexus составляет 114,3 мм, то есть, очень близко к «ваговскому» 112.
Опаснее всего диски, которые «почти подходят»
Конечно, в большинстве случаев диски с разболтовкой, которая не подходит к автомобилю, установить практически невозможно – отверстия не совпадут и закрутить крепеж не получится. Так что худшее, что с вами случится – это потеря времени, ведь нужно будет вернуть не подошедшие диски продавцу и заново выбирать их.
Есть исключения. «Например, некоторые модели АвтоВАЗа имеют PCD 4*98, и при желании на них можно установить диски с разболтовкой 4*100, – поясняет эксперт. – Особенно это касается бывших в употреблении колес, у которых посадочные места болтов деформировало от некачественных гаек и несоответствующего инструкции момента затяжки».
Такой «тюнинг» может быть опасен. Крепеж испытывает дополнительные нагрузки, что приводит к его разрушению. При езде на таких колесах появится биение, которые вредит и подвеске, и управляемости. В худшем случае колесо может просто отвалиться.
Не только разболтовка
PCD – это только один из нескольких параметров диска, которые необходимо учитывать при покупке, напоминает эксперт. Также нужно проверить:
- ET или вылет диска. Если он будет сильно отличаться от рекомендованного производителем, то колесо начнет задевать внутренние подкрылки или колесные арки.
- DIA или диаметр центральной части. Если на диске он окажется меньше, чем на ступице, то диск на нее не налезет. Если больше, нужно установить специальные центрирующие кольца.
- MAX LOAD – максимальную нагрузку на диск. Этот параметр особенно важен для тяжелых внедорожников: если диск не рассчитан на их массу, то он может треснуть и развалиться.
Самый правильный способ не ошибиться с подбором новых колес – обратиться к профессионалам, советует он.