Лучший маленький двигатель в мире: 3 суперфишки и 1 большой недостаток Ford Fox

​​​​​​​Необычный трехцилиндровый мотор собрал невероятное количество призов и спортивных побед. Почему производитель решил пристрелить чемпиона – читайте в истории Ford Fox 1,0.
Лучший маленький двигатель в мире: 3 суперфишки и 1 большой недостаток Ford Fox
Глава Ford Алан Малалли не скрывал своей любви к EcoBoost 1,0. (c) Ford Motor Company
Содержание статьи
В автомобильной истории найдется не так много двигателей о трех цилиндрах.

Два недавних примера – BMW B36 и тот самый Ford Fox. Преимущество этих маленьких моторов – высокая эффективность и экономичность. Но их до того трудно сбалансировать и вылечить от множества недостатков, свойственных моторам с малым числом цилиндров, что инженеры неохотно берутся за создание таких двигателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако цены на топливо все растут, а экологические нормы становятся все жестче. И вот в 2012 году Ford решил добавить в линейку моторов EcoBoost трехцилиндровый вариант объемом 1,0 литра, получивший название Fox («Лис»).

Ford Ecoboost 1.0 engine award
Ford

Орденов как у Брежнева

Редко какой двигатель в истории собирал такое количество наград. В рейтинге «Лучший двигатель мира» (International Engine of the Year) он становился лучшим семь раз, причем шесть из них – подряд. Авторитетное издание Wards, ведущее собственный рейтинг, называло его лучшим дважды, в 2014 и 2015 годах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потребители тоже приняли его очень тепло. Несмотря на маленький объем, моторчик развивал 99 сил уже в базовой версии и нелохо тянул, а в турбированном варианте его мощность достигала 123 л. с. Кстати, Fox имеет одну интересную особенность в конструкции – систему передува (overboost), позволяющую на короткое время увеличить крутящий момент примерно на 15%.

Ford Fiesta R5
Antti Leppänen - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ford Fox еще и оказался успешным в спорте. Ford Fiesta с 210-сильной версией этого мотора неплохо выступают уже много лет на соревнованиях разных уровней.

Интересные фишки

Для создания этого мотора инженеры выбрали не алюминиевый, а чугунный блок цилиндров, дополнив его сложной системой циркуляции антифриза. Мотор благодаря этому получился долговечный и с коротким временем прогрева, правда, при этом довольно тяжелый.

Разработчики много сил отдали на балансировку, чтобы устранить вибрацию – хроническую болезнь всех трехцилиндровых моторов. Вместо балансировочного вала они решили компенсировать движение поршней с помощью маховика с противовесами, и уж на что-что, а на дрожание владельцы автомобилей не жаловались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
flywheel Ford 1.0 EcoBoost
PicClick UK
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И это при том, что Fox оказался весьма популярен. Его ставили на множество моделей, от маленькой Fiesta до довольно крупного седана Mondeo и минивэна C-Max.

Ford Mondeo 1.0 EcoBoost
Ford
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подмоченная репутация

Недавно Ford прекратил выпуск маленького и суперэффективного мотора, несмотря на то, что еще в 2019 году его в очередной раз призвали лучшим двигателем мира, а его потенциал далек от исчерпания.

Осталась только раллийная версия, самая мощная. Болиды с этим мотором только в первые 5 лет собрали около 20 побед в чемпионатах высокого уровня, и вполне возможно, что их число продолжит расти. В истории ралли Fox до сих пор считают одним из самых надежных движков.

Ford car service
Dar Al Madina Garage

Однако дорожные автомобили – совсем другая история. И именно надежность стала слабым местом призового 1-литровика. Инженеры оснастили его «мокрым» ремнем ГРМ – то есть, ремень газораспределительного механизма работает в масляной ванне. Решение оказалось неудачным – действие масла быстро разрушает любые полимеры, из которых можно делать ремни. А чем чреват обрыв ремня, знает каждый опытный автомобилист.

В этом проблема рейтингов: эксперты в жюри судят о том или ином двигателе по мощности и динамике, удобству или эффективности, но предсказать, насколько он будет надежным, они не могут.