«Сам сваливает, но не самосвал»: как работала забытая машина великих строек коммунизма

Знакомьтесь, это землевоз. В отличие от самосвала, у него рама имеет гибкое сочленение посередине, на котором грузовик может изгибаться и скручиваться, двигаясь по самому крутому бездорожью.
«Сам сваливает, но не самосвал»: как работала забытая машина великих строек коммунизма
Каталог К.В.Х.
В СССР интерес к землевозам возник в 1950-х годах, хотя точная дата начала их разработки затерялась в истории.

Это было время, когда одна огромная стройка сменяла другую сплошной чередой: Волго-Донской канал, каскады ГЭС на всех больших реках, а позже БАМ. Машины для перевозки грунта, способные работать на бездорожье, всегда были востребованы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К этому времени советские автозаводы уже наладили выпуск достаточного количества самосвалов всех размеров. Тогда же стали понятны и ограничения машин этого типа. Мощная единая рама и автомобильный рулевой механизм хорошо работают на гладких дорогах и среднем бездорожье, но на очень неровной местности становятся ограничением.

Советские землевозы

Землевозу бугры не страшны благодаря гибкому сочленению в центре машины. Поэтому следом за самовалами началась и их разработка.

«Сталинец-80» трактор
«Сталинец-80», первый тягач для советских землевозов.
Bundesarchiv
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые версии были предназначены работать в паре с гусеничными тракторами «Сталинец», такими как С-80 и С-100. В 1958 году Могилевский автозавод начал выпускать одноосные тягачи МАЗ-529В, и появился самый массовый автоземлевоз Д-504, работавший в паре с ним. Рама в задней части имеет форму буквы U, а внутри ее изгиба покоится кузов. Грузоподъемность этой машины достигала 18-20 тонн — больше, чем у большинства самосвалов того времени.

Тягач МАЗ-529 фото
Тягач МАЗ-529
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позднее появились еще более мощные 30-тонные землевозы на базе одноосных тягачей БелАЗ, сочлененные цистерны и цементовозы.

Интересен способ его разгрузки: задняя половина гидроцилиндрами подтягивала к себе тягач, машина изгибалась, как кошка, выгнувшая спину, и груз высыпался.

Впрочем, массовым его можно назвать весьма условно: большого распространения эти машины в нашей стране так и не получили. Почему, не очень понятно, ведь в других странах их продолжают использовать и по сей день.