От Mini до Subaru: 10 конкурентов советских «Москвичей» и «Лад» на Западе (это не шутка)
К машинам из стран соцлагеря в Европе питали немалый интерес. Каждую новую модель журналисты брали на тест-драйв, сравнивая ее с аналогичными авто из социалистических стран, такими как Skoda и Wartburg, а также с местными аналогами. По каким ценам автопром СССР торговал за бугром, мы знаем благодаря коллегам из издания «За рулем», прошерстившим старые подписки.
Принято считать, что там наши автомобили продавались гораздо дешевле, чем в советских автомагазинах. Это правда лишь отчасти: автомобили стали дешевле с годами, хотя изначально ГАЗ, АЗЛК и ВАЗ пробовали тягаться с европейскими автоконцернами на равных.
«Москвичи»: чем дальше, тем дешевле
Первой моделью АЗЛК, продававшейся в Англии, стал «Москвич-407». Там он стоил ₤629. Для сравнения, Ford Сortina в базовый версии стоил ₤615. Cortina был на 4 лошадиные силы мощнее, но имел только две двери. Полноценный четырехдверный седан Vauxhall Victor стоил ₤635 – разница небольшая, хотя британец оснащался более мощным 70-сильным мотором.
Уже начиная с модели 412, дилер «Москвича» начал демпинговать. Модель стоила в Англии ₤899, примерно как микролитражка Mini с 3-цилиндровым 50-сильным двигателем. По характеристикам к «Москвичу» ближе всего был Vauxhall Viva, которые стоил в полтора раза дороже – ₤1536.
Несмотря на столь привлекательную цену, в 1970-х покупатели отвернулись от «Москвичей», сильно отставших от технического уровня. Их не спасло даже то, что новейший переднеприводный «Москвич-2141» в Германии продавался за несуразные 17495 доймарок. Хотя «Москвич» (на Западе он носил название Lada Aleko) был выше классом, чем Lada Samara, стоил он меньше. Сравнимые модели D-класса стоили 24-29000 дойчмарок, а Aleko продавался по цене малютки Ford Fiesta с двигателем 1,1 л.
Ирония в том, что Ford Fiesta был прообразом компактной модели ЗАЗ-1102 «Таврия» – машиной даже не C-, а B-класса.
«Волги»: для Скандинавии скидка
Цена одной и той же модели могла сильно гулять от страны к стране. Например, ГАЗ-21 «Волга» был неоправданно дорогим в Великобритании и Германии. В Великобритании он стоил ₤897, в то время как более современный и динамичный Ford Zephyr Mk III – всего ₤836. В Германии за цену «Волги» можно было и вовсе взять премиумный спортивный седан BMW 1800.
В Бельгии, Голландии и Скандинавии, напротив, наши Scaldia (экспортное название «Волг») продавались очень дешево, примерно как Volkswagen Kaefer («Жук»). И это несмотря на то, что в Бельгии их существенно дорабатывали перед продажей: оснащали аудиосистемой и другими опциями, даже ставили европейские экономичные дизели. Почему советские машины и пользовались здесь относительным успехом.
«Лады»: удар по Fiat
«Тазики» вышли на рынок позже «Москвичей» и «Волг», в годы, когда «Автоэкспорт» уже привык демпинговать. Поэтому Lada 1200, экспортный вариант ВАЗ-2101, в 1974 году в Англии стоил ₤979, как Mini с двигателем 1 л.
Интересно, что в Германии «копеечка» стоила на 350 дойчмарок дешевле собственного «старшего брата» Fiat 124. И это несмотря на то, что ВАЗ-2101 объективно был технически более совершенным.
В 1980-х наибольшим успехом в Европе пользовалась свеженькая Lada Samara. Ее даже сравнивали с очень близкой по характеристикам моделью Fiat Uno, хотя по цене Lada была ближе к Ford Fiesta с самым маленьким 1-литровым двигателем.
Cамое анекдотичная ситуация сложилась c ВАЗ-2121 «Нива». Внедорожник был не только технически хорош, но и просили за него такую смехотворную сумму, что подобрать адекватный аналог среди европейских брендов журналисты не смогли. Похожими по цене были разве что японские Subaru Leone 1600 и Daihatsu F20.