«Пушка, помогай тягачу!» Интересный эксперимент советских инженеров, опередивший западные армии
За долгие годы было создано множество довольно оригинальных конструкций, из которых некоторые были одобрены для серийного производства.
Первым работы в этой сфере начал Горьковский автозавод, и хотя его разработки в серию не пошли, они дали первое понимание, какие идеи работают, а какие нет.
Как самоходную пушку превратили в активную
Взять хотя бы проект по созданию активного автопоезда на базе грузовика-вездехода ГАЗ-63 и самоходной пушки СД-44, проводившийся в 1959 году.
Что такое самоходная пушка? Это вариант обычной дивизионной пушки Д-44 калибром 85 мм и весом около 2 т, которая дополнительно оснащена 14-сильным мотоциклетным двигателем М-72, коробкой передач и приводом на два ее колеса. На шоссе такая пушка может ехать со скоростью до 25 км/ч, а если ее прицепить к тягачу, то ее двигатель помогает ему, что может быть очень полезно на раскисшей грунтовке.
Проблема в том, что такая конструкция весит много, а работа двигателей грузовика и пушки получается несогласованной, поэтому на дороге возможны неприятные нюансы.
Конструкторы ГАЗа поставили на грузовик раздаточную коробкой ЗИС с дополнительным ведомым валом. С пушки сняли двигатель и коробку передач, а вместо них поставили приемный редуктор, чтобы через коленвал приводить колеса в движение от мотора ГАЗ-63.
Автопушка стала легче и проще по конструкции. Мотор грузовика давал лучшую тягу, чем мотоциклетный, а вкупе это означало улучшение проходимости автопоезда.
Хотя этот проект в серию не пошел, идею подхватили десять лет спустя финны, представившие тягач Sisu AH-45, предназначенный работать в паре с активной пушкой. Это не было прямое копирование, в финском автопоезде привод от грузовика был не механическим, а через гидравлику. Так что задумка была правильной.