«Пушка, помогай тягачу!» Интересный эксперимент советских инженеров, опередивший западные армии

Активные прицепы – то есть, прицепы с ведущими колесами, работающими от двигателя тягача – в СССР начали разрабатывать раньше, чем в других странах. В этом у советских конструкторов военной техники действительно был приоритет.
«Пушка, помогай тягачу!» Интересный эксперимент советских инженеров, опередивший западные армии
Архив НИИЦ АТ
Начиная с 1950-х, экспериментами в этой сфере занимались все основные заводы, выпускавшие грузовики по заказам Минобороны – ГАЗ, ЗИЛ, Уральский автозавод, МАЗ и КрАЗ.

За долгие годы было создано множество довольно оригинальных конструкций, из которых некоторые были одобрены для серийного производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым работы в этой сфере начал Горьковский автозавод, и хотя его разработки в серию не пошли, они дали первое понимание, какие идеи работают, а какие нет.

Как самоходную пушку превратили в активную

Взять хотя бы проект по созданию активного автопоезда на базе грузовика-вездехода ГАЗ-63 и самоходной пушки СД-44, проводившийся в 1959 году.

Что такое самоходная пушка? Это вариант обычной дивизионной пушки Д-44 калибром 85 мм и весом около 2 т, которая дополнительно оснащена 14-сильным мотоциклетным двигателем М-72, коробкой передач и приводом на два ее колеса. На шоссе такая пушка может ехать со скоростью до 25 км/ч, а если ее прицепить к тягачу, то ее двигатель помогает ему, что может быть очень полезно на раскисшей грунтовке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Трансмиссия пушки СД-44 архивное фото
Трансмиссия пушки СД-44
Архив НИИЦ АТ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема в том, что такая конструкция весит много, а работа двигателей грузовика и пушки получается несогласованной, поэтому на дороге возможны неприятные нюансы.

Конструкторы ГАЗа поставили на грузовик раздаточную коробкой ЗИС с дополнительным ведомым валом. С пушки сняли двигатель и коробку передач, а вместо них поставили приемный редуктор, чтобы через коленвал приводить колеса в движение от мотора ГАЗ-63.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Sisu AH-45 and cannon
Sisu AH-45 с активной пушкой на буксире
tekniikanmaailma.fi

Хотя этот проект в серию не пошел, идею подхватили десять лет спустя финны, представившие тягач Sisu AH-45, предназначенный работать в паре с активной пушкой. Это не было прямое копирование, в финском автопоезде привод от грузовика был не механическим, а через гидравлику. Так что задумка была правильной.