30 000 километров асфальта: чем манит водителей самая длинная дорога мира
В Старом Свете каждая страна строила дороги самостоятельно, по мере того, как в той или иной стране развивался автомобильный транспорт. Напротив, при строительстве Панамериканского шоссе страны действовали по принципу «девочки, а теперь все вместе».
Главными затейниками в этой истории, конечно, были США, к 1920-м превратившиеся в автомобильную страну. Именно американцы первыми предложили эту идею в начале 1920-х и начали уговаривать соседей совместно строить дорогу.
Хотя остальные государства тоже чуяли, что шоссе пахнет деньгами, ушло около 15 лет на то, чтобы утрясти все разногласия. Лишь в 1937 году 14 государств, от Канады до Аргентины, подписали Конвенцию о Панамериканском шоссе, обязавшись быстро построить каждая свой участок дороги.
На практике, лишь ближе к 1970-м строительство дороги было завершено за исключением одного участка, ставшего для инженеров крепким орешком. О нем чуть позже.
Дорога через все климатические зоны
Уникальность Панамериканского шоссе в том, что оно проходит вдоль меридианов, а не параллелей, как интернациональные дороги Евразии. Поэтому в путешествие туристам надо брать с собой одежду на все сезоны, от арктической зимы до легких шорт и крема для загара.
Посудите сами. Путешествие начинается в поселке Прадхо-Бей на Аляске, где уже в октябре лежат сугробы. А заканчивается в порту Ушуая на юге Аргентины – там снег лежит с июня по октябрь. В промежутке путешественники почти наверняка попадут в сезон тропических ливней у экватора. Некоторые участки дороги становятся непроходимыми в это время.
Почему, несмотря на трудности, так много людей хотят проехать по этой дороге из конца в конец? Вот ответ Дэна Грека, писателя, описавшего собственное путешествие: «В Гватемале я жарил зефир на лаве действующего вулкана, взбирался на ледник на высоте 7 км в Эквадоре, в Боливии пересек соляные равнины Уюни, а в Патагонии пять месяцев жил в палатке в горах, ни разу не спав в настоящей постели».
Главный совет туристам
Подъезжая со стороны Штатов к границе с Мексикой, проведите полное техобслуживание и поставьте новый комплект шин, советует Грек. Кто знает, когда вы в следующий раз найдете приличную резину и качественное моторное масло.
Непреодолимый пробел
Хотя Панамериканское шоссе считается единой трассой, на практике примерно посередине на ней есть разрыв шириной 87 км, ставший по-своему легендарным и названный Дарьенским пробелом. Здесь перешеек между двумя континентами превращается в почти непроходимую комбинацию сельвы, гор и обширных болот. Пробел находится на границе между Панамой и Колумбией, и две страны так и не нашли в себе смелости попытаться построить здесь дорогу.
В 1971 году богатые Штаты потеряли терпение и предложили спонсировать строительство. Однако к этому моменту у дороги через Дарьен появились сильные противники, экологи и местные племена – движение за права коренных жителей Америки в те годы быстро набирало силу.
Да и сама Панама к тому времени не горела желанием строить дорогу – ее власти опасались, что после появления дороги сдерживать наркотрафик из Колумбии станет гораздо труднее.
В конце концов, на эту идею махнули рукой. Сейчас туристам приходится сесть на морской паром в Панаме и по воде доехать до Колумбии, чтобы продолжить путешествие.
Может быть, оно и к лучшему. Сейчас Дарьенский пробел остается одним из крупнейших нетронутых уголков природы, прекрасных в своей первозданности, хотя на туристических сайтах его называют не иначе как «адом для путешественников».
Кто знает, какое продолжение получит история этого участка. Возможно, вокруг него построят мост через море – проекты такого размаха человечеству уже по силам. А может быть, путешественников вместе с их автомобилями и велосипедами будут подхватывать грузовые дроны и переправлять через перешеек, причем в пути они смогут любоваться красотами влажных тропических лесов с воздуха. Может быть, решение будет другим. А вы как считаете?