Железный конь: каким был первый мотоцикл

Мощный, быстрый, ревущий, маневренный. Не машина — зверь! Сегодня любители этого вида транспорта собираются в целые сообщества и создают свои своды правил. Однако изначально мотоциклы не пользовались такой огромной популярностью, их вообще невзлюбили из-за безумных объемов выбросов золы, дыма и сажи.
Железный конь: каким был первый мотоцикл
Unsplash
За все годы существования мотоциклов было придумано целое множество их разновидностей: спортивные, туристические, внедорожные, чопперы и так далее.

История двухколесных видов транспортов началась в далеком 1817 году: тогда немецкий барон Карл фон Дрез изобрел так называемую «машину для ходьбы» — устройство, которое можно считать предшественником современного велосипеда. Сам велосипед с педалями и сидением появился в 1830 году, а спустя 37 лет было принято решение еще больше усовершенствовать изобретение и прикрепить к нему паровые моторы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Велосипеды с паровым двигателем

Сильвестр Ховард Ропер — запомните его имя! Это далеко не последний человек в истории создания мотоцикла. Американский изобретатель в свое время сконструировал двухцилиндровый паровой велосипед. Он прикрепил к раме котел, который топился на углях и приводил в движение всю конструкцию. Да, до изобретения первого мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания было еще далеко, но устройство Ропера уже позволяло передвигаться по улицам города, не так сильно напрягая нижнюю часть тела.

Как это обычно бывает, одно изобретение порождает второе. И вот в 1884 году молодой инженер Люциус Дэй Коупленд из Феникса представил свой вариант парового мотоцикла с котлом меньшего размера, выполненного в форме цилиндра, который приводил в движение заднее колесо и мог разгонять машину до поразительной на те времена скорости — почти 20 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Люциус Дэй Коупленд со своей первой моделью парового велосипеда
Паровой мотоцикл Люциуса Коупленда
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на всю инновационность и технологичность, паровые велосипеды так и не получили широкого распространения. Возможно, люди просто ждали его — настоящий мотоцикл с ДВС.

Каким был первый мотоцикл

А ждать осталось совсем не долго. Уже через год немец Готтлиб Даймлер разработал прообраз современного мотоцикла. Он выехал из ворот своей мастерской на двухколесной деревянной машине с установленным на ней бензиновым двигателем. 70-килограммовое устройство могло разгоняться всего до 12 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый мотоцикл Готтлиба Даймлера
Wikipedia

Впрочем, создание мотоцикла — не было целью Готтлиба. Он планировал испытать только двигатель внутреннего сгорания, а в итоге смастерил, как высказался его товарищ и по совместительству соавтор изобретения Вильгельм Майбах, «не машину, а костедробилку». Сам же Даймлер прозвал устройство Daimler Petroleum Reitwagen, что с немецкого языка переводится как «керосиновая повозка для верховой езды Даймлера».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запускать серийное производство партнеры отказались, вместо этого они решили посвятить себя другому делу — разработке небольших, но мощных двигателей для автомобилей. Собственно, с этого и началась история известных по сей день «Мерседесов» и «Майбахов». А мотоциклу так и не было суждено жить долго и счастливо: в 1903 году он был уничтожен во время пожара в Канштатте, где находились заводы Daimler-Motoren-Gesellschaft. До наших дней дошли лишь ходовые копии, которые создали к столетию первого запатентованного мотоцикла.

В любом случае, история мотоциклов на этом не заканчивается. С появлением двигателя внутреннего сгорания собирать их (просто крепить ДВС к велосипедам) стало обычным делом. Принято считать, что серийным производством мотоциклов впервые занялась немецкая компания «Hildebrand & Wolfmüller» — дело было в 1894 году. Предприятие выпускало 50-килограммовые машины с двухцилиндровыми моторами. Они уже были намного быстрее своего предшественника: разогнаться на таких байках можно было до 45 км/ч. Однако был у них один огромный недостаток, из-за которого все поездки превращалась в настоящий ад: из-за особенностей конструкции мотоциклы сильно дергались во время движения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легендарные «Харлеи»

Ни одно обсуждение истории мотоциклов не может закончиться без упоминания самого известного американского производителя Harley Davidson. В 1903 году, насмотревшись на предыдущие изобретения и обплевавшись от негодования, друзья детства Уильям Харли и Артур Дэвидсон собрались в старом гараже их общего приятеля и начали собирать мотоцикл собственной разработки. Совершить революцию в мотопроизводстве с первого раза у них не удалось: байк ничем не отличался от созданных ранее моделей.

Выводы сделали, поехали дальше. Буквально сразу же молодые изобретатели стали работать над новой, улучшенной версией мотоцикла. Тогда к работе подключились еще два брата Дэвидсон — Уильям и Уолтер. Спустя год они завершили работу над транспортным средством весом чуть больше 12 килограмм и с двигателем объемом 405 см³. Это был уже не велосипед с мотором, а самый настоящий мотоцикл — первая серийная модель Harley-Davidson.

Первый мотоцикл Harley-Davidson.
Wikipedia

Все было изготовлено 38 экземпляров мотоцикла стоимостью 200 долларов каждая, причем часть из них собирали в старом сарае. Позже эту постройку перенесли в центр новой фабрики, чтобы она напоминала о скромном происхождении мотоциклетной компании. Которая, к слову, работает по сей день и питается любовью миллионов людей по всему миру.