На пути к автопилоту: почему нельзя на 100% доверять современной автомобильной электронике

Вы задумывались, что развитие технологий в последние десятилетия привело к тому, что в автомобиле водитель больше не контролирует процесс вождения на 100%? Судите сами: замедляться нам помогают усилители, антиблокировочные системы, распределители усилий – и это мы только о тормозах говорим. Старт с места даже на автомобиле с «механикой» тоже частично отдан на откуп электронике: акселераторы теперь тоже не имеют прямой связи с дросселем. Да еще и страховка при трогании в горку стоит уже на каждом втором новом автомобиле. Получается, что эра автономного вождения гораздо ближе, чем кажется: фактически современные автомобили уже умеют ездить сами. Просто пока не очень хорошо ориентируются в пространстве, поэтому на ближайшие несколько лет с нас с вами ответственность никто снимать не будет. Давайте вспомним самые полезные из популярных «ассистентов» в контексте их надежности и удобства.
На пути к автопилоту: почему нельзя на 100% доверять современной автомобильной электронике
Редакция сайта

Доверяй, но...

Пожалуй, в современных городах самое полезное из устройств в наборе бортовой электроники – это ограничитель скорости. Да, мы в курсе, что по ПДД в населенных пунктах нельзя ездить быстрее 60 км/ч, но фактически все знают про «нештрафуемый» порог в +20 км/ч, поэтому выставляем 79. Для пущей перестраховки – ок, 75 км/ч. Казалось бы, всё: можно давить «гашетку» и ни о чем не думать. Но не все так радужно: в крупных городах в центральных районах, где много пешеходных зон и исторической застройки, власти часто устанавливают «кастомные» ограничения: бывает и 40, и даже 30. Так что расслабляться нельзя, увы. Пока человек за рулем главный, придется отслеживать знаки и разметку.

Редакция сайта

Все больше автомобилей умеют соблюдать разметку – в этом плане, конечно, машины несколько более дисциплинированы, нежели добрая половина водителей. Называться это может как угодно: Lane Assist, Lane Departure Warning и так далее. Суть: в простых версиях камеры под лобовым стеклом отслеживают разметку и предупреждают водителя в случае приближения к соседней полосе. Даже при перестроении, если не включить «поворотник», зуммер напомнит, что прямолинейность траектории не соблюдается. Более продвинутые системы сами держат автомобиль посередине полосы. Однако это не значит, что можно убирать руки с «баранки»: напротив, датчики отклонения заметят, что водитель не держит руки на руле, и снова оповестят о непорядке специальным сигналом. Полезно? Несомненно! Но и здесь лучше включать голову, причем именно человеку, а не блоку электроники: Россия занимает первое место в мире по количеству камер видеофиксации нарушений ПДД, и многие из этих комплексов умеют отслеживать нарушение разметки. Так что лучше рулить по старинке, на глаз, соблюдая ПДД.

Крайне перспективна и функция автоматического торможения: датчики (или радары, или лидары – у кого как) под лобовым стеклом или в переднем бампере распознают опасное сближение как с другим автомобилем, так и с пешеходом или велосипедистом. Работают такие «страховщики», как правило, до 80 км/ч. Это по идее. На практике же все гораздо печальнее: даже несмотря на то, что подобную электронику поставляют несколько больших международных компаний, то есть она стандартизирована, настройкой каждый автобренд занимается сам. С переменным успехом. То есть полагаться на автоматическое торможение опять же нельзя: любые датчики могут дать сбой по множеству причин. В плохую погоду они загрязняются, на жаре «глючат» или же «мозг» системы может не успеть отработать заложенный сценарий из-за загруженности процессора... В общем, вы поняли: все замедления на 100% надо контролировать самому.

Кто-то может вполне справедливо подумать: лет 20 назад ездили без всей этой электроники и все были целы. Да, но нет: целы были не все, да и автомобилей на дорогах было намного меньше. Кроме того, есть один важнейший фактор: за последние годы дисциплинированность и водителей встретила на пути множество преград и новых, доселе невиданных факторов риска. Да-да, мы говорим про самокаты и электровелосипеды, которые тоже стали участниками дорожного движения.

К чему все едет?

Редакция сайта

Все мировые автоконцерны медленно, но верно приближаются к полностью автоматическому пилотированию. Всего специалисты выделяют пять уровней автопилотирования, которые можно кратко описать примерно так:

  • Водитель управляет сам
  • Водитель управляет, электроника помогает
  • Водитель контролирует, как электроника управляет
  • Электроника управляет, водитель отдыхает
  • Водитель не обязателен, автомобиль может ехать сам

Если раньше самые смелые прогнозисты утверждали, что уже в 2020 году водители будут не нужны и мир ожидает кризис, спровоцированный безработными таксистами, теперь оценки внедрения полноценного автопилота стали намного осторожнее. Оптимистичные сроки – 2040-е годы. Реальные – чуть дальше. Вы скажете, мол, Tesla уже ездит сама! Да, но до пункта назначения, простите за каламбур, доезжает не всегда. Часто, но не со 100%-ной гарантией. То есть Илон Маск вплотную подобрался к 4-му уровню, но пока его «автопилот» находится в стадии бета-тестирования.

Ближе всех, что не может не радовать, к 4-му уровню подобрались китайские автостроители. Уже сейчас немалая доля новинок из КНР приезжает к нам с лидарами и кучей камер, которые в России пока бесполезны, а там, в многомиллионных поселках городского типа, уже должны заработать вот-вот. На данный момент «железо» полностью готово взять на себя управление в любых ситуациях. Ждем только соответствующего софта: для продвинутых систем автопилотирования необходимы карты высокой четкости, содержащие данные о дорогах, разметке, дорожной инфраструктуре с точностью уже до сантиметров.

Российские разработчики, в частности, «Яндекс», также далеко продвинулись в этой сфере, но и здесь есть пока объективно непреодолимые трудности. Среди них – отсутствие в России стабильной высокоскоростной связи 5G и слабая подготовка городской дорожной инфраструктуры: в КНР автомобиль, оснащенный автопилотом, «общается» с дорогой, светофорами и с другими автомобилями и заранее знает, когда на каком перекрестке загорится зеленый свет, подстраивая скоростной режим для равномерного и комфортного движения... Увы, нам до этого далеко.

Дивный новый мир ПДД

Редакция сайта

Реальность такова, что даже самые мощные чипы, встроенные в вычислительные блоки современных автомобилей, полностью заменить внимательного и осведомленного о законах водителя не в состоянии. Если садишься за руль, надо быть к этому готовым и знать ПДД, причем не примерно, а точно. Это не ультиматум, а непременное условие для безопасности всех, кто переступает порог жилища и выходит в цивилизацию. ПДД перманентно эволюционирует и дополняется новыми статьями, а хорошо известные нередко дополняются или же вовсе переосмысливаются.

Вы, например, знаете, на каких шинах можно ездить круглый год? Ответ «на целых» не годится: читайте новые пункты в ПДД и статью 12.5 КоАП РФ. Там с 1 мая 2024 года кое-что поменялось. Как и во многих других правилах, впрочем: перечислять все нововведения в этом материале мы не будем, дабы не отвлекать вас на ближайшие пару суток.

Редакция сайта

Но проверять знания ПДД можно почти в игровой форме: в России есть современный и увлекательный «провайдер знаний о ПДД» — портал «Авто.ру», который уже 5 лет подряд проводит «Большой экзамен». Концепция проста до гениальности: проходишь тест с каверзными задачками, как на экзамене в ГАИ, тем самым проверяешь свои знания и накапливаешь шансы выиграть приятнейшие призы. Всего в экзамене 250 вопросов, разделенных на три группы. Каждому участнику экзамена нужно было решить 15 задач разной степени сложности за 15 минут. Предоставлялось три попытки.

В 2024 году экзамен проводился с 28 мая по 15 июля и, знаете ли, порталу есть чем хвастаться: миссия ликвидации незнания правил дорожного движения явно прогрессирует. Знания проверили более 1,2 млн человек, на 100 тысяч больше, чем годом ранее. Средний балл (35 из 60 возможных) также подрос, пока всего на одно значение, но все же. 2,5 тысячи пользователей набрали максимальное количество баллов. Общее число правильных ответов тоже выросло. Лидерами по результатам оказались жители Республик Татарстан и Карелия, Новгородской и Ярославской областей.

Особенно важно, что экзамен проводится на некоммерческой основе и не только для водителей, но и для пешеходов и, что архиактуально в 2024 году, для пользователей СИМ (самокаты, моноколеса и т.п.).

Некоторое время назад «Авто.ру» проводил исследования, согласно которым 45% респондентов не следят за изменениями ПДД. Хочется надеяться, что после прочтения нашего материала этот процент хоть немного, но снизится: это в ваших же (и наших) интересах!