Эта забытая машина строила гидроэлектростанции в СССР: вот как она работала
Как только ни пробовали это делать. Одним из самых примитивных – и в то же время замечательно хитроумных – устройств были катки с падающими грузами. Ярким примером является советский Д-390.
Его главная деталь – стальное колесо диаметром более 2 метров с пазами, в которых по его катящей поверхности скользят три падающих груза. Хитроумная система из гидроцилиндра и полиспастов поднимает грузы в верхнюю точку колеса, когда каток катится, и они с силой падают на грунт. А потом колесо прокатывается по грузу, дополнительно придавливая его сверху.
Устройство цепляли к гусеничному трактору. Механизм был устроен таким образом, что мог трамбовать грунт при ходе назад и вперед.
Колесо можно было перемещать на оси вправо-влево, чтобы широкий трактор мог прижаться к стенке и ехать, уплотняя землю вплотную к ней.
Техника для великих строек коммунизма
В послевоенное время такие машины работали на строительстве не только ГЭС в РСФСР, но и оросительных каналов в республиках Союза, а также аэродромов во всех частях страны.
Более подробные сведения о применении этой машины не сохранились.
Статья подготовлена по материалам и с использованием иллюстраций портала Techstory – возможно, лучшей в Рунете фотогалереи редкой и забытой спецтехники Советского Союза.