Как в СССР строили дороги: эта странная машина вызвала у нас интерес

Профилировщики и грунтосмесители – это настолько специфическая дорожная техника, что мало кто из советских жителей их помнят. Если бы этих машин построили больше, проблема плохих дорог могла быстро уйти в прошлое.
Как в СССР строили дороги: эта странная машина вызвала у нас интерес
Baltnews
Большинство людей знакомы с двумя типами дорог: асфальтовые и грунтовые.

Между ними существует промежуточный тип: дорожное полотно, состоящее из грунта, смешанного с вяжущим составом – проще говоря, цементом. По этой технологии можно создавать дороги, по которым проходит небольшой поток автомобилей. За счет связующего элемента грунт не будет разбиваться под колесами и в распутицу путь не раскиснет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для скоростного строительства таких дорог разработали новый тип строительных машин – профилировщики-грунтосмесители. Одной из таких машин был ДС-178, выпускавшийся «Брянским заводом дорожных машин».

Трактор К-701 Кировец
Тяжелый грунтосмеситель тянул трактор типа К-701 «Кировец».
Gonzosft - Wikipedia

Рабочая фреза срезала грунт, направляя его в смесительный отсек. Сюда же подавалась вода и цемент. Внутри этого отделения шнеками грунт перемешивался с цементным раствором и снова вываливался в траншею, оставшуюся после срезания. В задней части машины находилась виброплита, которая утрамбовывала грунт. Вот и все – через несколько часов цемент застывал и дорогой можно было пользоваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если грунт был не слишком сложным, ДС-178 могла прокладывать до 15 м дороги в минуту.

Профилировщик-грунтосмеситель ДС-178 фото
Профилировщик-грунтосмеситель ДС-178
Techstory.ru

В другом режиме та же машина профилировала грунт, выравнивая его. Для этого фрезы поднимали в верхнее положение, они срезали лишнюю землю и направляли в заднюю часть машины. Там стоял диск, разбрасывавший землю по бокам от дороги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где можно было увидеть такие дороги

Если вы застали советские времена, то у вас закономерно родится такой вопрос. Лично я при социализме прожил 12 лет, и хотя родители возили меня в разные места, нигде таких дорог не видел. Видимо, таких машин было построено мало и серьезного вклада в дорожное строительство они внести не смогли. А жаль – отлично помню, как мучились советские водители на разбитых грунтовках.

Если вас интересует необычная старая спецтехника, посетите портал Techstory, где изложена история этой и многих других редких советских машин.