Как в СССР строили дороги: эта странная машина вызвала у нас интерес
Между ними существует промежуточный тип: дорожное полотно, состоящее из грунта, смешанного с вяжущим составом – проще говоря, цементом. По этой технологии можно создавать дороги, по которым проходит небольшой поток автомобилей. За счет связующего элемента грунт не будет разбиваться под колесами и в распутицу путь не раскиснет.
Для скоростного строительства таких дорог разработали новый тип строительных машин – профилировщики-грунтосмесители. Одной из таких машин был ДС-178, выпускавшийся «Брянским заводом дорожных машин».
Рабочая фреза срезала грунт, направляя его в смесительный отсек. Сюда же подавалась вода и цемент. Внутри этого отделения шнеками грунт перемешивался с цементным раствором и снова вываливался в траншею, оставшуюся после срезания. В задней части машины находилась виброплита, которая утрамбовывала грунт. Вот и все – через несколько часов цемент застывал и дорогой можно было пользоваться.
Если грунт был не слишком сложным, ДС-178 могла прокладывать до 15 м дороги в минуту.
В другом режиме та же машина профилировала грунт, выравнивая его. Для этого фрезы поднимали в верхнее положение, они срезали лишнюю землю и направляли в заднюю часть машины. Там стоял диск, разбрасывавший землю по бокам от дороги.
Где можно было увидеть такие дороги
Если вы застали советские времена, то у вас закономерно родится такой вопрос. Лично я при социализме прожил 12 лет, и хотя родители возили меня в разные места, нигде таких дорог не видел. Видимо, таких машин было построено мало и серьезного вклада в дорожное строительство они внести не смогли. А жаль – отлично помню, как мучились советские водители на разбитых грунтовках.
Если вас интересует необычная старая спецтехника, посетите портал Techstory, где изложена история этой и многих других редких советских машин.