Как ваш дедушка представлял себе автомобили будущего – и в чем он угадал

Один из самых смелых футуристичных проектов 1960-х стал концепт-кар GM-X Stiletto – его дизайнеры заявили, что это «автомобиль следующего десятилетия». Нам стало любопытно оглянуться на историю автомобилей последних полувека, чтобы понять, в чем они угадали, а в чем нет. Но сначала отвечу на вопрос, при чем здесь ваш дедушка.
Как ваш дедушка представлял себе автомобили будущего – и в чем он угадал
GM-X Stiletto — GM Heritage
Содержание статьи

Дело в том, что в 1960-х годах законодателями мод в автомобилестроении были американские дизайнеры. В том числе, они были учителями и для советских автомобильных инженеров. В отечественных автомобильных журналах нет-нет да и печатали фотографии западных автомобилей. Так что советские автомобилисты видели будущее примерно так же, как заокеанские собратья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Packard Clipper — ГАЗ-13 «Чайка»
Кого вам напоминает этот Packard Clipper? Ну конечно, советскую «Чайку»! Американскую модель специально привезли в Горький, чтобы наши дизайнеры могли ее изучить.
Rex Gray, Wikipedia

GM-X Stiletto

Итак, «Стилетто», самый яркий концепт-кар 1964 года. Дизайнеры считали, что через 10 лет инновации, которыми он напичкан, появятся в серийных автомобилях. О чем я говорю:

  • автоматический климат-контроль,
  • ультразвуковые датчики,
  • камера заднего обзора,
  • первый примитивный интеллектуальный помощник,
  • приборная панель, усыпанная циферблатами различных приборов, как в самолете,
  • руль в форме буквы U.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В будущем автомобили станут сложнее и их приборная панель начнет походить на кокпит авиалайнера, считали футуристы 1960-х Stiletto
В будущем автомобили станут сложнее и их приборная панель начнет походить на кокпит авиалайнера, считали футуристы 1960-х.
GM Heritage
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще – вход в салон через откидную крышу, практически полностью закрытые колесные арки для лучшей обтекаемости и каплевидный кузов.

Откидной фонарь GM-X Stiletto
Откидные фонари кабины появились на малосерийных суперкарах в следующем десятилетии, но мода на них быстро прошла. На моделях массового сегмента они не появились никогда.
GM Heritage
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что-то забыл? Ах, да, система двухсторонней коммуникации с внешним миром.

Что предсказали верно

Авторы проекта ни разу не угадали сроки появления тех или иных новшеств. Многие из них пришли в жизнь простых водителей позже:

  • Автоматический климат-контроль – девяностые годы,
  • Камера заднего обзора – двухтысячные.
  • Ультразвуковые сенсоры – тогда же или чуть раньше (приход парктроников)
  • Интеллектуальные помощники — начиная с 2010-х.

Система коммуникации с внешним миром – тут сложно назвать конкретные сроки. Автомобильные рации существовали и во времена Stiletto (например, они входили в оборудование КГБ-шных «Волг»), затем в семидесятых появились радиотелефоны (такой был в стандартном оборудовании ГАЗ-14 «Чайка»), а в конце восьмидесятых – сотовая связь.

В 1960-х годах примером для подражания в автомобилестроении были американские дизайнеры. В том числе, для советских автомобильных инженеров.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Оквадраченный» руль и минималистичный интерьер — тренды ближайших лет в автомобилестроении.
«Оквадраченный» руль и минималистичный интерьер — тренды 21 века в автомобилестроении.
Tesla

Несбывшиеся мечты

В чем они совсем не угадали, так это с формой кузова. Взгляните хотя бы на новейший российский суперкар Judd Rossa. Дизайнеры Stiletto придали своей машине каплевидную форму с заостренным носом и закрытыми колесными арками. Но, начиная с 1970-х, машинам стали придавать форму клина, и Rossa – очень яркий пример этого стиля. И колеса у нее открытые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Judd Rossa — новейший российский прототип суперкара, представленный в 2023 г. фото
Judd Rossa — новейший российский прототип суперкара, представленный в 2023 г.
Sergtrainz - Wikipedia

Не смогли в GM предсказать и поворот в сторону электромобилей.

Еще один провалившийся прогноз – что число приборов в автомобилях вырастет. Напротив, в нынешних авто кнопок стало меньше, на их место пришли минималистичные сенсорные экраны.

А вот двери своих авто по-прежнему подвешиваются на вертикальных петлях, как и в середине 20 века. Как-то не пошел прогресс в эту сторону...