«Хакка, это ты?» Что показал большой тест-драйв шин Ikon Autograph
Была Nokian, стала Ikon – поясняю для тех, кто подотстал от перемен в автомобильном бизнесе России, случившихся после ухода иностранных компаний в 2022 году. Само название намекает на наследственность: берем четыре первые буквы в слове Nokian и читаем их в обратном порядке – получается Ikon.
В отличие от других западных компаний, финны ушли с российского рынка вежливо. Не стали хлопать дверью и по-тихому исчезать, а нашли нового владельца для шинного завода во Всеволожске и передали со всей оснасткой и технологией. Теперь он принадлежит нефтяной компании «Татнефть». Штат топ-менеджеров и коллектив рабочих завода тоже остались прежними. Только бренд Nokian финского концерна использовать больше нельзя.
Как же теперь называть старые добрые «хакапелиты»? Если кратко, то:
- Среднеценовая линейка Nokian Nordman начиная с осени 2024 года будет носить название Ikon Character.
- Премиум-шины Nokian Hakka превратились в Ikon Autograph.
Сеть франчайзинговых шинных салонов, по большому счету, тоже осталась прежней, только теперь называется Ivanor. Около 400 бывших партнеров Nokian переподписали договора о сотрудничестве с Ikon Tyres.
Став независимой, всеволожская компания теперь должна самостоятельно развивать и совершенствовать свои продукты, выпуская новые модели. Раньше на заводе полноценного инжинирингового отдела не было, поэтому Ikon заново сформировал его из своих сотрудников и специалистов с других российских шинных заводов, простаивавших после ухода западных хозяев.
Маркетологи Ikon Tyres уверяют, что под новым брендом шины станут не хуже, чем раньше, а в чем-то даже и лучше, чем в годы правления финской штаб-квартиры. Мне выдалась возможность проверить, правда ли это. Молодая компания организовала пресс-тур «Дорогами Карелии»: мне и моим коллегам дали опробовать премиум-резину Autograph в разнообразных условиях – на залитом водой автодроме, на грунтовой трассе и шоссе.
Так что отправляемся на север, но не за морошкой, а за адреналином.
Ikon Autograph Aqua 3
Еще в те времена, когда эта модель называлась Nokian Tyres Hakka Blue 3, она была самой популярной моделью в премиум-линейке всеволожских шин. Сейчас ее тоже спрашивают в магазинах чаще всего, поэтому я решил рассказать о ней в первую очередь.
Причина любви водителей в том, что эти шины предназначены для легковушек и кроссоверов среднего размера – главного потребителя премиумных шин. Линейка легковых типоразмеров Aqua 3 начинается с 15 дюймов, а максимум – 18.
Усиленные модификации для кроссоверов, носящие приставку SUV в названии, на единичку больше – от 16 до 19 дюймов.
Название намекает, что шины Hakka Blue... простите, Autograph Aqua 3 рассчитаны на мокрые дороги, хотя производитель уверяет также, что они отлично ведут себя на бездорожье. Сейчас посмотрим, так ли это, ведь организаторы тест-драйва «обули» в эту резину китайский пикап GWM Poer.
На дороге
Уже на змейке становится понятно, что подковы ведут себя лучше, чем конь. GWM Poer – это высокий рамный автомобиль, и в поворотах он сильно кренится. Система курсовой устойчивости начинает его сдерживать раньше, чем шины реализуют весь свой потенциал, но все равно страшновато. Как бы то ни было, вывод ясен – при быстрых перестроениях в дождь Aqua не подведет. Не зря маркетологи так нахваливали «полированные канавки увеличенного размера» – поведение автомобиля все время остается предсказуемым.
При торможении на прямой Aqua придется работать на всю катушку, чтобы остановить этого тяжелого бегемота. Влетая в лужу на 110 км/ч, подсознательно ждешь – вот сейчас руль станет мягким, а вместо сильного замедления возникнет эффект, будто внедорожник скользит по льду.
Но этого не происходит. Шины лишь чуть проскальзывают, так что антиблокировочная система включается – но на секунду позже, чем я ожидал, и через миг выключается – знак того, что шины справляются идеально. Никаких виляний вправо-влево. Так что за торможение тоже зачет.
Благоприятное впечатление сохранилось и на шоссе, причем в оба дня тест-драйва: первый день был довольно мокрым, во второй асфальт был сухой. На скорости 130-140 км/ч начинает казаться, что руль слегка подбивает. «Казаться» здесь правильное слово – биение настолько невелико, что совершенно не мешает вести машину и не раздражает.
Главное, внедорожник катится легко и мягко, расход топлива во всех режимах остается умеренным. Я мог бы придраться к некоторым шумам – явное следствие того, что протектор состоит из крупных блоков. Встречал я и более тихую резину, но здесь моя оценка Autograph Aqua 3 – пять с небольшим минусом.
Движение остается достаточно тихим и на грунтовой дороге. Во время остановки у озера я осмотрел шины и испытал удивление. Мы только что проехали солидное расстояние по гравию, но в канавках нет застрявших камешков. Вспоминаю, что на презентации нам говорили про технологию «удалителей камней» – она явно работает как надо.
Ikon Autograph Eco 3
Поклонники Nokian знают эту модель как Hakka Green 3 – это самые маленькие шины в премиум-линейке Noki... пардон, Ikon, созданные с прицелом на компактные и средние по размеру автомобили. Линейка размеров начинается с 13-го радиуса.
До пресс-тура я встречал критические отзывы автовладельцев на эту шину – водители жаловались, что боковина слишком тонкая и мягкая, мол, здравствуйте боковые порезы.
Сама компания утверждает обратное. Слой резины под протектором увеличен по толщине и включает стальной брекер, чтобы повысить устойчивость к проколам. Кроме того, в состав резины Autograph Eco 3 входит «натуральный компонент» (неназываемый), который дает ей мягкость и в то же время прочность.
Среди других (теоретических) достоинств этой шины – низкий расход топлива и уменьшенный износ протектора. Если, услышав все эти умные слова, покупатель еще не проникся восхищением, маркетологи добавят, что боковые поверхности шины покрыты полукруглыми углублениями, как шарик для гольфа, что улучшает ее охлаждение и снижает гул, производимый шиной на шоссе.
Что, правда? Давайте-ка присмотримся повнимательнее к Hakka Green... извините, Autograph Eco.
На дороге
С испытаниями на мокром автодроме маленькая шина справилась не хуже, чем «средняя» Aqua. Это примечательно, учитывая, что в качестве демонстратора команда Ikon Tyres выбрала легковой Changan Uni-V, допускавший более агрессивные маневры, чем валкий Poer.
Да, на ощупь боковина шины действительно мягковата, но во время змейки и при прохождении дуги она не подминалась, как бывает с дешевыми шинами. Реакции на руль остаются мягкими и быстрыми.
На неидеальных карельских шоссе мягкость боковины тоже никак не проявила себя. Обутый в Eco 3 автомобиль не гуляет в колеях. По акустическому комфорту я ставлю маленьким шинам Ikon тот же бал – пять с коротеньким минусом.
Больше всего удивил расход топлива – всю дорогу он держался на паспортном уровне, а иногда даже уходил ниже его. Не зря разработчики шины говорят, что низкий расход топлива был одним из приоритетов при создании этой модели.
Осталось непонятным, действительно ли Autograph Eco 3 уязвима к проколам и порезам – могу лишь сказать, что за время тест-драйва подобных проблем с ней не возникло. В моем опыте, мягкость сыграла скорее в плюс, обеспечив младшей модели чуть ли не лучшие параметры комфорта во всей премиум-линейке Ikon.
Ikon Autograph Ultra 2
До ребрендинга эта модель называлась Nokian Tyres Hakka Black 2 – бескомпромиссные шины для мощных автомобилей. Поэтому линейка типоразмеров начинается с 17 дюймов, а индекс скорости достигает W (до 270 км/) или даже Y (300 км/ч).
Вариант для внедорожников, в названии которого добавлен «хвостик» SUV, отличается усиленной боковиной, а индекс скорости уменьшен до V (240 км/ч).
Эта резина включает самый богатый набор технологических фишек: многослойная конструкция с двуслойным стальным брекером, гидроконусные канавки с полировкой для лучшего отведения воды из-под пятна контакта и много чего еще. Чтобы не утомлять вас ничего не говорящими простому водителю терминами, перехожу к ощущениям от вождения.
На дороге
Обычно шины из верхушки ассортимента, самые престижные и крутые, журналисты рассматривают в первую очередь и посвящают им самые многословные описания. У меня с этим всегда проблемы. Шины – такая вещь, которую начинаешь замечать, когда она работает плохо. А если хорошо, о чем говорить?
Описывая Ultra 2, можно лишь повторить те же слова, что были сказаны про Aqua 3 и Eco 3. Они с блеском справляются с продольным и поперечным аквапланированием, на шоссе не шумят, на руль реагируют без замедления, а все маневры отличаются предсказуемостью. Да, предсказуемость – самое подходящее слово для них.
Впрочем, и в этой бочке меда есть солидная ложка дегтя. Ее вкус почуят те, кто захочет проверить, действительно ли эти шины отвечают своему скоростному классу. На прямых участках шоссе начинает ощущаться некоторая неустойчивость. Если шины установлены на тяжелом крупном внедорожнике, таком как наш тестовый Oting Paladin, при выезде из колеи водитель почувствует небольшую неустойчивость.
Это, увы, обратная сторона комфорта, свойственного шинам Ultra 2. выбор между мягкостью и устойчивостью всегда является компромиссом. Добавляя одного, отнимаешь у другого, и разработчики этой шины сдвинули баланс в сторону комфорта.
Финские корешки, русские вершки
Остался один неотвеченный вопрос: сможет команда Ikon удержать планку после разрыва с финской компанией или нет.
По моей субъективной оценке, ответ положительный. Более того, мне показалось, что шины стали даже неуловимо лучше. Кстати, одним из таких позитивных изменений стало расширение диапазона типоразмеров – уже в этом году всеволожский шинный завод начал выпускать резину размера 245/45 R20, которую раньше не производил.
Гены «Хакка» узнаются через идеальность поведения в мокрую прохладную погоду. Унаследовали они и традиционные слабости финских шин, ощущаемые как щепотка кориандра в блюде – аппетита не отбивает, но лучше бы его не было.
Только теперь надо привыкать говорить «Автограф». Самостоятельное плавание только начинается, и пока команда корабля по имени Ikon изо всех сил старается произвести хорошее впечатление – это заметно по всем их пиар-усилиям. Покидая пресс-тур, я желаю ей держать планку.