Когда в России делали слишком хорошие автомобили – история двух русских автомобильных фирм
Завод Г. А. Лесснера занялся автомобилестроением в 1904 г. первым из двух. Его главной моделью стал «Лесснер-6ЛС», созданный в 1905 году. По конструкции он все еще был довольно примитивным. Двухцилиндровый двигатель объемом чуть больше 1,5 л развивал всего 6 л. с., а привод на колеса был цепным. При собственной массе 1200 кг он мог взять полтонны груза, при этом ехал со скоростью всего 20 км/ч.
Удивительной особенностью автомобилей этой фирмы был высокий пол в салоне – 82 сантиметра от земли.
Лесснер: четырежды первый
Автозавод Лесснера просуществовал до 1910 г., выпустил несколько десятков автомобилей и за этот небольшой срок успел несколько раз стать первым: первый отечественный пожарный автомобиль, первый почтовый и даже первый автомобиль для перевозки арестантов. Еще и первый автомобиль, поставленный на экспорт.
РАЗИПП
За год до закрытия лесснеровского предприятия в России появился еще один автозавод. Его основатель, Иван Пузырев, начал заниматься автомобильными запчастями в 1907 году, а двумя годами позже решил реализовать амбициозную мечту – создать на 100% русский автомобиль. Построенный им завод РАЗИПП («Русский автомобильный завод И. П. Пузырева») из иностранных узлов покупал лишь свечи, магнето и карбюраторы – то, что не мог сделать сам – да приобретал шины и профили для лонжеронов в Петербурге.
«Русский Роллс» Пузырев-А28/40
По сравнению с автомобилями Лесснера, сконструированные Пузыревым автомобили были как небо и земля. Особенно примечательна вторая и наиболее успешная модель «Пузырев-А28/40». Двигатель объемом 6,3 л развивал 40 л. с., разгоняя ее до 80 км/ч. Некоторые детали мотора и трансмиссии отливали из алюминия.
Трансмиссия была уже похожа на современные, с карданным валом. А задняя подвеска на качающихся полуосях даже более совершенная, чем у большинства автомобилей того времени.
Еще интереснее была рама с изогнутыми над задней осью лонжеронами и коробка передач – четырехступенчатая, с патентованной системой постоянного зацепления шестерен, переключавшая передачи без ударов и скрежета. Рычаг передач располагался удобно внутри кузова – на изумление водителям 21 века, у пузыревского конкурента «Руссо-Балта» рычаг находился снаружи, вплотную к борту. Кстати, с 1913 г. он тоже перенес рычаг внутрь, возможно, по примеру Пузырева.
Поставленный на большие колеса, с солидным клиренсом 320 мм, на длинных более чем метровых рессорах, этот автомобиль по «ухабам отеческой земли» шел мягко и уверенно.
Даже по скромным меркам автопрома начала 20 века это немного. Для сравнения, тот же «Руссо-Балт» за свою семилетнюю историю изготовил около 600 единиц.
Главной неудачей Пузырева стало то, что он так и не смог убедить военное министерство покупать его автомобили. Русские армейские чины решили, что «Руссо-Балта» им вполне достаточно, а два поставщика – это в два раза больше хлопот.
Не угадали с качеством-ценой?
Лесснер и Пузырев делали очень разные автомобили, но одна вещь их объединяет: историки пишут, что обе фирмы славились надежностью, далеко превосходившей зарубежную продукцию. Тот же Иван Пузырев на автомобиле своего завода однажды проделал путь Петербург-Париж-Петербург без единой поломки.
Правда, те же источники отмечают, что и стоили русские автомобили заметно дороже.
Может быть, и герои нашей истории сделали ту же ошибку. Впрочем, это только предположение, а что помешало на самом деле, мы вряд ли когда-либо узнаем.