«Не такая уж кошмарная машина»: как Cadillac мерялся с Mercedes, кто из них меньше, и проиграл
В начале 1980-х годов в автомобильном мире Америки началась неслыханная аномалия. Водители, десятилетиями приходившие в автосалоны обменять один бегемот на колесах на другой, еще более крупный, вдруг воспылали страстью к маленьким машинкам, которые иначе как личинкой бегемота и не назовешь.
Наверняка дело отчасти было в том, что простые американцы распробовали маленькие, качественные и резвые машинки из Германии и Японии. Хотите подешевле – вот Honda или Тойоту. Премиум – возьмите BMW третьей серии или Audi 100. По слухам, и Mercedes готовил компактную модель (будущую легендарную W201).
Сами попросили
К дилерам Cadillac тоже стали заходить покупатели, просившие «Cadillac, но маленький». Это было непривычно: «Кэдди» всю свою жизнь был производителем сухопутных яхт. Отвеча этому тренду, в середине семидесятых компания представила среднеразмерный Seville, тепло принятый рынком. Дайте нам еще более компактную модель, требовали дилеры у боссов Cadillac.
В принципе, ситуация для Cadillac была беспроигрышной. Фанаты марки не хотели компактную европейскую модель – они хотели именно Cadillac. Все, что требовалось – это дать им такой автомобиль.
Cadillac от Chevrolet
Именно это и сделала компания, причем феноменально быстро – новый компактный седан Cimarron был разработан за рекордные 10 месяцев.
Секретом такой скорости стало использование платформы GM J, объединявшей новый «Кэдди» с бюджетными моделями General Motors – Chevrolet Cavalier, Oldsmobile Firenza, Buick Skyhawk и Pontiac Sunbird.
Использование этой платформы выразилось в том, что Cimarron стал во многом революционной моделью для элитного бренда. Это был не только первый компактный Cadillac за многие десятилетия – длина всего 4,5 м, – но и первый автомобиль с несущим кузовом и передним приводом. Даже европейские конкуренты из BMW и Mercedes в те годы считали такой шаг слишком смелым.
И впервые с начала 20 века автомобиль этой марки получила рядный четырехцилиндровый двигатель смехотворным объемом 1,8 л и мощностью 88 л. с. – зато очень экономичный.
Для осторожности в первый год на капот компакта не лепили шильдик Cadillac, так что фактически компания вывела его на рынок под суббрендом Cimarron.
Провальный дебют
Появление маленького Cadillac вызвало совсем не ту реакцию, которую ожидала штаб-квартира. Первая волна немого изумления быстро прошла, и на машину и ее создателей обрушился ливень критики. Покупатели почувствовали себя обманутыми: им предлагали купить автомобиль, точь-в-точь похожий на Chevrolet Cavalier, только в два раза дороже. Даже остекление и ручки дверей было одинаковыми!
С тех пор и до нынешнего времени редко какой рейтинг самых неудачных автомобилей обходятся без Cadillac Cimarron. Его называли лузером, уродом и продуктом циничного бейдж-инжиниринга. Естественно, и продажи шли вяло – кто же захочет услышать от соседа вопрос «зачем ты купил этого урода».
Объективно говоря, Cimarron не был плохим автомобилем
Более того, его цена, вдвое выше, чем у бюджетных автомобилей, была вполне оправдана. Близнецы от Chevrolet, Oldsmobile и Buick даже в топовой комплектации не дотягивали до того, что у маленького Cadillac было в базе – кожаный салон, включая руль, зеркала с электрорегулировками, полный комплект приборов, кондиционер, легкосплавные диски, ковры с глубоким ворсом везде, даже в багажнике, и многое другое.
А топовая комплектация Cimarron была даже богаче, чем у полноразмерных «Кадиллаков»! Ни один из немецких конкурентов не мог противопоставить маленькому «Кэдди» что-то близкое.
Допустим, модель ругали за слабый двигатель, зато по управляемости он был лучшим в модельном ряде компании.
Продажи не пошли с самого начала
Пытаясь спасти положение, Cadillac решил поручиться за автомобиль брендом – спустя год после начала продаж на решетке радиатора появился знаменитый логотип в форме геральдического щита. Однако после этого продажи только еще больше просели.
Чтобы покупатели не жаловались на вялую динамику, добавили двигатель V6 мощностью 130 л. с. Но и это не помогло.
Закончилась тем, что уже в 1988 г. Cadillac остановил конвейер, собиравший маленькую модель. Общий тираж не достиг и 150000 экземпляров – для сравнения, тот же Mercedes-Benz W201 разошелся в количестве, большем на порядок. И с тех пор много лет американская компания не возвращалась к компактным моделям, столь сильна была нанесенная ей травма.
Причина провала Cimarron так и не найдена
Ни одно из объяснений его поражения не является полностью удовлетворительным.
Да, он был внешне похож на бюджетные модели, ну и что с того? Унификация сама по себе не является злом – возьмите хотя бы пару Toyota-Lexus, которой сходство моделей не мешает быть успешной на рынке.
«Это не такая уж кошмарная машина. Но точно не очень хороший Cadillac», – однажды сказал один из ветеранов компании.
Кто-то скажет, что Cadillac совершил ошибку, выделив Cimarron в отдельный бренд и отказавшись клеить свой логотип на капот. Однако на этом пути Mercedes вполне успешно запустил суббренд Smart, а BMW возродил Mini.
Парадокс в том, что Cadillac сделал ровно то, что делал всегда. С начала 20 века компания выигрывала на том, что вводила инновации раньше конкурентов. Электростартер, усилитель руля, взаимозаменяемые детали — все это те новшества, за которые миру следует благодарить ее. На этот раз новшествами стали унификация, ускорившая разработку, передний привод и еще несколько менее заметных изюминок. Но что-то пошло не так.