Необычные гиганты

Среди многочисленных грузовиков с эмблемой МАЗ на капоте есть несколько моделей, заслуживающих особого внимания. Помимо привычных бескапотных МАЗов, завод порой выпускал невероятные конструкции.
Необычные гиганты

Пожалуй, самым экстравагантным автомобилем в программе завода следует считать аэродромного монстра МАЗ 541.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это самолетный тягач, построенный в годы появления отечественных реактивных лайнеров Ил-62 и Ту-154. Идеологи в 1956 году решили, что аэродромный тягач, встречающий самолет с пассажирами должен стать «лицом» страны, и придали сугубо утилитарной машине форму обтекаемого седана.

Поскольку тягач был рассчитан на буксировку самолета весом до 85 тонн, его снабдили танковым двигателем В2, дефорсированная гражданская версия которого получила название Д-12. 38,8 литров рабочего объема позволяли утащить и гораздо более тяжелый Ту-144. Судьба двигателя этого монстромобиля действительно развивалась по спирали.

12-ти цилиндровый дизель в 30-х годах создавался как авиационный, для дальних бомбардировщиков. Однако, так и не достигнув мощности в 1000 л.с., мотор был «списан» на землю, удачно отвоевал на танке Т-34, затем использовался на огромном количестве техники, и вот так оказался рядом с самолетами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый громадный в мире седан имел балласт для лучшего сцепления с покрытием, полный привод, два раздельных поста управления — для движения вперед и назад — все как у современных тягачей. Задние колеса от карьерного самосвала МАЗ-525 сильно вылезли за пределы кузова, их прикрыли полукруглыми обтекателями. Эти обтекатели сильно ухудшали обзор назад, да и вперед из-за громадного капота мотора обзор не радовал.

Фото
Электрический карьерный самосвал — далеко не редкость. Подобные используются на многих карьерах мира. Этот любопытен тем, что на шасси МАЗ-525 установили электрооборудование и даже кабину со всей начинкой от троллейбуса МТБ. Его характерные наклоненные стекла оказались узковаты для карьерного гиганта, и в боковых стенках прорезали дополнительные овальные окошки!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так или иначе, на третьем экземпляре выпуск этого автомонстра был прекращен и до сегодняшнего дня ни один экземпляр сохранившимся не обнаружен.

Еще один технический курьез, который на самом деле имел и практическое применение, и довольно внушительную серию — троллейный самосвал на базе МАЗ 525. Такие машины вовсю работали в 60-е на украинских карьерах. Автомобиль был получен путем скрещивания аппаратуры и электродвигателя троллейбуса МТБ и шасси МАЗа.

Фото
Самый длинный (28м), единственный полноприводный, единственный с турбиной в качестве двигателя и электрической трансмиссией. Мировых титулов у этого экспериментального МАЗ 4907 — хоть отбавляй!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый внушительный проект белорусских инженеров МАЗ 7907 МЗКТ — единственный в мире двенадцатиосный полноприводный транспортер межконтинентального ракетного комплекса «Целина». Между прочим, МЗКТ — разработка, прошедшая успешную опытную эксплуатацию. В качестве двигателя — танковая турбина мощностью 1250 л.с., вращающая электрогенератор. Полутораметровые мотор-колеса, кроме 5, 6, 7 и 8 оси, поворачиваются, за счет чего гигант легко маневрирует.

А этот странный трицикл — ни что иное, как одноосный карьерный тягач МАЗ 529 в транспортном положении с передним колесом. Представьте себе его без переднего колеса, а сзади ковш скрепера, или ракетный полуприцеп, и все станет на свои места. Позже из этой разработки родились одноосные тягачи Могилевского завода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Переднее колесо этого смешного подобия трактора — транспортировочная деталь. Без неё одноосный тягач МАЗ 529 просто не сможет передвигаться.

И напоследок — железнодорожный гибрид, словно заблудившийся в асфальтовых джунглях. На этой частой в сети фотографии ни что иное, как все те же мотор-колеса от 12-осного МАЗ 7907, на которые в МВТУ им. Баумана в качестве силового агрегата установили... кузов с двигателем от тепловоза М62! И это не просто передвигалось, а даже ездило своим ходом, имело автомобильные сигнальные фонари и т. д. Судьба у МВТУшного тягача аналогична белорусскому — проект закрыли.

media.club4x4.ru