Самосвал, сын ракетовоза: чем хорош (и плох) новый российский грузовик БАЗ
Некитай – это первое и главное, что нужно знать о БАЗ-S36A11. Не смотрите, что в обозначении латинские буквы. Вроде и мелочь, а приятно, учитывая китайские корни (и ветви) новых «российских» «Москвичей» и «Волг».
Детище 4 российских заводов
Спроектирован трехосный вездеход инжиниринговым центром «Обуховского завода», а прототипы изготовил «Брянский автомобильный завод». Двигатель, коробка передач и другие части трансмиссии тоже российские, от разработки до производства – их делают Ярославский моторный завод и Завод механических трансмиссий из Набережных Челнов.
Где машины будут собирать, пока точно неизвестно. Скорее всего, под эти цели отдадут бывший завод Scania/MAN в Санкт-Петербурге – 10 июня стало известно, что там начали изготавливать кабины для опытной серии новых БАЗов.
Без иностранных компонентов, конечно, обойтись не удалось. Шины, например, импортируют из Беларуси. Что, впрочем, тоже не Китай.
Простор внутри и снаружи
Когда речь идет о современных грузовиках, то мощность двигателя и скорость – это второстепенные характеристики. Куда важнее эргономика. Здесь у S63A11 порядок. Кабина получилась просторной и красивой, на мой субъективный взгляд. Как она вам? Особенно хорош вариант с высокой крышей и спальным местом.
Внутри – мультируль, USB-зарядки, автономный отопитель, обилие полочек и ниш для вещей и куча других наворотов. Привод зеркал электрический, а кресло установлено на пневмоподвеске.
Чтобы понять, насколько они важны, вспомним, что у советских армейских грузовиков водитель сидел на жесткой нерегулируемой скамейке с вертикальной спинкой. Не случайно один из них, КрАЗ-256, шоферы прозвали «людоедом», а ЗИЛ-157 – «крокодилом».
Второй важный аспект эргономики – размер грузовой платформы. Обуховские конструкторы изогнули раму в передней части таким образом, что двигатель стоит не позади кабины, а под ней. Благодаря такому решению полезная нагрузка размещается на длинной, ровной и относительно невысокой поверхности рамы.
Сама рама испещрена перфорацией уже на заводе – это и уменьшает ее вес, и делает более удобной установку различных надстроек, от бетономешалки до бурильных установок.
Независимая подвеска – наследие ракетовозов
«Брянский автомобильный завод» известен в первую очередь созданием военных вездеходов различного назначения. Для армейской техники независимые подвески, позволяющие быстро двигаться по неровной местности, давно стали стандартом.
Опыт их создания БАЗ применил и при создании своего нового грузовика. Для него разработали новые мосты с пружинно-рычажной подвеской грузоподъемностью 12 т. Соответственно, полная масса трехосника достигает 35,7 т, а грузоподъемность – более 22 т. В перспективе инженеры рассчитывают создать двух-, четырех- и даже пятиосные версии массой до 60 т.
Трансмиссия – привет из прошлого
Про двигатель не будем долго распространяться. ЯМЗ-6531 – довольно типичный 6-цилиндровый рядный дизель экологического класса «Евро-5».
Он работает в паре с 9-скоростной механической коробкой передач. Есть понижающая передача и межколесные блокировки дифференциалов. БАЗ-S36A11 кругом хорош, но МКП стала ложкой дегтя в бочке достоинств. Для автомобиля такого класса в 21 веке лучше подошла бы гидромеханическая коробка-автомат. Планы поставить АКП у создателей грузовика были, однако потерянные связи с иностранными поставщиками заставили отказаться от них. А в России подобные коробки, увы, не делаются.
Вездеходы как русская традиция
Суперкары русским не даются, а вот вездеходы – это конек отечественных инженеров. А раз так, то было бы здорово, если бы наши промышленники озаботились созданием всех важных узлов, в том числе современных коробок передач. Может быть, это не так прибыльно в краткосрочном плане, как лепить китайским легковушкам логотипы «Москвич», но для будущего наших детей куда более перспективно.