Самосвал, сын ракетовоза: чем хорош (и плох) новый российский грузовик БАЗ

Есть у российской техники одно забавное свойство: она зачастую сочетает в себе инновационные и архаичные решения. Это можно сказать про новый тяжеловоз из Брянска БАЗ-S36A11, который сейчас входит в стадию опытного производства. Как это повлияло на характер машины?
Самосвал, сын ракетовоза: чем хорош (и плох) новый российский грузовик БАЗ
ОПК
Содержание статьи

Некитай – это первое и главное, что нужно знать о БАЗ-S36A11. Не смотрите, что в обозначении латинские буквы. Вроде и мелочь, а приятно, учитывая китайские корни (и ветви) новых «российских» «Москвичей» и «Волг».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детище 4 российских заводов

Спроектирован трехосный вездеход инжиниринговым центром «Обуховского завода», а прототипы изготовил «Брянский автомобильный завод». Двигатель, коробка передач и другие части трансмиссии тоже российские, от разработки до производства – их делают Ярославский моторный завод и Завод механических трансмиссий из Набережных Челнов.

Где машины будут собирать, пока точно неизвестно. Скорее всего, под эти цели отдадут бывший завод Scania/MAN в Санкт-Петербурге – 10 июня стало известно, что там начали изготавливать кабины для опытной серии новых БАЗов.

Колесо БАЗ С36А11
5 Колесо
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без иностранных компонентов, конечно, обойтись не удалось. Шины, например, импортируют из Беларуси. Что, впрочем, тоже не Китай.

Простор внутри и снаружи

Когда речь идет о современных грузовиках, то мощность двигателя и скорость – это второстепенные характеристики. Куда важнее эргономика. Здесь у S63A11 порядок. Кабина получилась просторной и красивой, на мой субъективный взгляд. Как она вам? Особенно хорош вариант с высокой крышей и спальным местом.

БАЗ s36a11
ОПК
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри – мультируль, USB-зарядки, автономный отопитель, обилие полочек и ниш для вещей и куча других наворотов. Привод зеркал электрический, а кресло установлено на пневмоподвеске.

Хочу верить, что все крутые фишки будут присутствовать и у серийной версии грузовика.

Чтобы понять, насколько они важны, вспомним, что у советских армейских грузовиков водитель сидел на жесткой нерегулируемой скамейке с вертикальной спинкой. Не случайно один из них, КрАЗ-256, шоферы прозвали «людоедом», а ЗИЛ-157 – «крокодилом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
БАЗ s26a11 кабина
ОПК

Второй важный аспект эргономики – размер грузовой платформы. Обуховские конструкторы изогнули раму в передней части таким образом, что двигатель стоит не позади кабины, а под ней. Благодаря такому решению полезная нагрузка размещается на длинной, ровной и относительно невысокой поверхности рамы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама рама испещрена перфорацией уже на заводе – это и уменьшает ее вес, и делает более удобной установку различных надстроек, от бетономешалки до бурильных установок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Независимая подвеска – наследие ракетовозов

«Брянский автомобильный завод» известен в первую очередь созданием военных вездеходов различного назначения. Для армейской техники независимые подвески, позволяющие быстро двигаться по неровной местности, давно стали стандартом.

Задний мост БАЗ С36А11
5 Колесо

Опыт их создания БАЗ применил и при создании своего нового грузовика. Для него разработали новые мосты с пружинно-рычажной подвеской грузоподъемностью 12 т. Соответственно, полная масса трехосника достигает 35,7 т, а грузоподъемность – более 22 т. В перспективе инженеры рассчитывают создать двух-, четырех- и даже пятиосные версии массой до 60 т.

Трансмиссия – привет из прошлого

Про двигатель не будем долго распространяться. ЯМЗ-6531 – довольно типичный 6-цилиндровый рядный дизель экологического класса «Евро-5».

Он работает в паре с 9-скоростной механической коробкой передач. Есть понижающая передача и межколесные блокировки дифференциалов. БАЗ-S36A11 кругом хорош, но МКП стала ложкой дегтя в бочке достоинств. Для автомобиля такого класса в 21 веке лучше подошла бы гидромеханическая коробка-автомат. Планы поставить АКП у создателей грузовика были, однако потерянные связи с иностранными поставщиками заставили отказаться от них. А в России подобные коробки, увы, не делаются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Грузовик БАЗ s36a11
Брутален как никто...
ОПК
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вездеходы как русская традиция

Суперкары русским не даются, а вот вездеходы – это конек отечественных инженеров. А раз так, то было бы здорово, если бы наши промышленники озаботились созданием всех важных узлов, в том числе современных коробок передач. Может быть, это не так прибыльно в краткосрочном плане, как лепить китайским легковушкам логотипы «Москвич», но для будущего наших детей куда более перспективно.