Volvo XC90: тест-драйв

Холодный и расчетливый искусственный интеллект опутывает паутиной проводов автомобиль и водителя, чтобы стать незаметнее, деликатнее и человечнее. Отдаемся в нежные объятия прогресса за рулем Volvo XC90.
Volvo XC90: тест-драйв

Большинство современных автомобилей одной ногой уверенно шагнули в будущее, а второй прочно застряли в прошлом. Ширина шага у всех автопроизводителей разная, но суть остается неизменной: новые алюминиевые кузова женятся со старой ходовой, обновление двигателей сопровождается лишь легким рестайлингом экстерьера, а продвинутый софт для информационно-развлекательной системы занимает почетное место в списке дорогих, но необязательных опций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новый Volvo XC90 стоит особняком: это редкий автомобиль, целиком и полностью созданный с чистого листа. Времени на разработку у шведов было хоть отбавляй: прежний XC90 продержался на конвейере почетные 12 лет и пользовался неизменной популярностью, в том числе и в России. Первый крупный внедорожник Volvo заработал себе столь солидную репутацию, что первую ограниченную партию нового XC90 (всего 1927 авто) поклонники расхватали по предзаказам всего за 47 часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большой кроссовер от Volvo нашпигован интересными техническими решениями, о которых мы наверняка не раз будем рассказывать на страницах журнала. Но во время первого в мире тест-драйва нового XC90 прежде всего хотелось сосредоточиться на ощущениях: каково это, управлять автомобилем действительно нового поколения?

Кнопкам бой!

«Это смартфон, бабушка, он без кнопок», — говорит известный певец в рекламе. А это новый автомобиль, и кнопок у него тоже немного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Центральную консоль венчает 9-дюймовый дисплей с альбомной ориентацией. Интерфейс под названием Sensus использует все достижения современного планшетостроения: страницы листаются по горизонтали и вертикали, карты и тексты масштабируются с помощью «мультитач», иконки меню и приложений располагаются в удобном для пользователя порядке. Благодаря инфракрасной технологии общаться с дисплеем можно даже в перчатках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При минимальной сноровке по кнопкам скучать не приходится: интерфейс тщательно продуман — все самое необходимое всегда под рукой. К примеру, управление температурой, подогревом сидений и направлением воздушных потоков всегда остается в нижней части экрана, независимо от того, используете вы навигацию или читаете инструкцию по эксплуатации. Это практически то же самое, что иметь отдельные органы управления для климата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но необходим ли сенсорный дисплей в автомобиле, или это просто дань моде? В случае с Volvo XC90 графический интерфейс действительно расширяет возможности авто, делая его более гибким и дружелюбным. К примеру, кроссовер оснащен внушительным количеством систем помощи водителю: это автопарковщик и контроль траектории в рамках полосы, система мониторинга усталости водителя и предупреждение о небезопасной дистанции, камеры кругового обзора, контроль мертвых зон, система стабилизации с разными режимами работы и многое другое. Чтобы управлять всем этим хозяйством, жизненно необходимо экранное меню. В противном случае пришлось бы усыпать кнопками весь салон. Оцените заботу разработчиков: владелец может настроить уровень подогрева каждого сиденья и руля, который будет устанавливаться при каждом включении двигателя. В холодное время года это избавляет от ритуального «соло на кнопках» при каждом холодном запуске. Также доступны «настройки по умолчанию» для климат-контроля в задней части салона: что бы дети ни накрутили в поездке, при перезапуске все будет исправлено.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В моем личном рейтинге первое место занимает одна из функций опциональной аудиосистемы Bowers & Wilkins. В меню есть «горячие клавиши», оптимизирующие позиционирование звука для одинокого водителя или для нескольких человек в салоне. Интересно, что аудиосистема высшего класса с 19 динамиками глубоко интегрирована в автомобиль на уровне не только интерфейса, но и платформы: еще только разрабатывая узлы задней подвески, инженеры уже имели в виду, что рядом с ними надо будет расположить сабвуфер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человеческим голосом

«Разве не опасно копаться в планшете на ходу?» — спросите вы. Разумеется, делать это вовсе не обязательно. Глубоко в меню запрятаны только те функции, которые нужны «раз в году». Все, что может понадобиться за рулем, представлено на экране крупно и четко. Но центральный дисплей — вовсе не самое оперативное средство управления в интерфейсе Sensus. Приборная панель также представляет собой ЖК-экран с диагональю 12,3 дюйма, на которую, помимо спидометра и тахометра, выводится любая актуальная информация. С помощью кнопок на руле и контекстных меню на приборной панели можно совершать звонки по телефонам из записной книжки, выбирать музыкальные композиции (в том числе из интернет-приложений), переключать настройки, практически не отрывая глаз от дороги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Безопасность на первом месте
Безопасность на первом месте
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее важная информация (скорость движения, дорожные знаки, указания навигатора) проецируется на лобовое стекло. Навигация — отличный пример гармоничного взаимодействия трех экранов. На большом дисплее можно оставить маршрут целиком в мелком масштабе. Эта картинка дает отличное представление о том, сколько пути уже пройдено и сколько осталось. На приборной панели демонстрируется пара ближайших перекрестков — в цвете, с домами и ориентирами. Это изображение помогает разбираться в сложных развязках и поворотах. На проекционный дисплей выводятся конкретные указания с обратным отсчетом: «Через 50 метров поверните направо». Результат — весь маршрут под контролем, от ближайших поворотов до дальних горизонтов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и любой планшет, интерфейс Volvo Sensus расширяем: он допускает установку приложений, сделанных в сотрудничестве со сторонними производителями, — музыкальных агрегаторов, соцсетей, новостных порталов, альтернативных навигаторов, сервисов поиска и оплаты парковки. В ближайшем будущем автомобиль получит Android Auto и Apple CarPlay — функционал для вывода изображения с экрана смартфона на дисплей Sensus.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первых же автомобилях, которые получат клиенты, будет работать голосовое управление (к сожалению, на предпродажном тесте мы не имели возможности испытать эту функцию). Обращаться к кроссоверу можно будет практически по любому вопросу, от поиска музыки в интернете до установки температуры в салоне. Причем Sensus будет понимать не только заранее заученные команды, но и более вольные формулировки, как продвинутые интернет-поисковики. Системе можно будет надиктовать смс-сообщение, а она сможет зачитать вслух входящее письмо. Причем функция голосового управления будет доступна и на русском языке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Умнее — скромнее

Читатель может возразить мне, что ничто из описанного выше нельзя назвать настоящей революцией: и сочетание трех экранов, и онлайн-сервисы, и распознавание голоса, и электронная инструкция по эксплуатации — все это можно встретить на современных седанах и кроссоверах премиум-класса. И все же XC90 выделяется на их фоне своей неотделимостью от интерфейса Sensus. Ни одна опциональная система не сможет настолько глубоко пронизать весь автомобиль и обеспечить доступ к стольким тонким настройкам, как та, что разработана в неразрывной связи с ним.

Возвращаясь к вопросу, что чувствует человек за рулем автомобиля последнего поколения, можно ответить определенно: уверенность, спокойствие и уют. Главный плюс Sensus в том, что система не перегружает водителя информацией (равно как и излишней опекой), а, напротив, деликатно предлагает выбрать лишь самое лучшее. Вся философия Sensus, Volvo и скандинавского дизайна в целом выражена в деревянных вставках светлого салона XC90. Покрытые тончайшим лаком, они создают иллюзию нелакированной «живой» древесины. С одной стороны, это весьма сложная и пока что редкая технология. С другой — она создает ощущение уюта, как в доме, в котором прожил десятки лет.