Автомобиль для императора и министра: чем похожи советская «Чайка» и японка Nissan President
У меня были веские причины взять именно эту пару. Отечественный правительственный автомобиль ГАЗ-14 стал вторым поколением легендарных «Чаек» – машин для перевозки высокопоставленных лиц. Выпуск модели начался в 1976 г.
С другой стороны, Nissan President II тоже является вторым поколением «Президентов», создававшихся с прицелом на членов правительства, глав крупных компаний и даже членов императорской семьи. Модель представили в 1973 г., довольно близко по времени к родной «Чайке».
Nissan President: портрет в общих чертах
Если «Чайки» знакомы всем любителям автомобильной истории, то со второй моделью россияне практически незнакомы. Поэтому кратко поясню, что President выпускался с 1965 по 2010 годы и сменил четыре поколения.
Не ручаюсь, что сравнение будет на 100% корректным и полным – наша цель, скорее, уловить самые интересные общие черточки и отличия.
«Чайка» крупнее
Сразу бросается в глаза разница в размерах: отечественный автомобиль почти на метр длиннее. Длина ГАЗ-14 составляет 6,1 м, а Nissan President около 5,3 м. В салоне «Чайки» три ряда сидений: два основных ряда и еще пара откидных кресел между ними, предназначенных для охранников.
И это при том, что «Чайка» в СССР относилась к «большим автомобилем 2 класса». Иначе говоря, в нашей стране существовали еще более роскошные и большие лимузины ЗИЛ.
Несмотря на меньшие размеры, салон President тоже просторен, поскольку в нем всего четыре места: два спереди и два сзади.
Японский мотор меньше и совершеннее
У обоих автомобилей двигатель эксклюзивный. Двигатель V8 нашей «Чайки» на середину 1970-х был самым совершенным в СССР. Он оснащен двумя карбюраторами, имеет объем 5,5 л и мощность 220 л. с.
Японский мотор Y44 на 20% меньше по объему, но по мощности уступает всего на 10% – около 200 л. с. Правда, меряли мощность в Японии и СССР по разным правилам. Топливная система его тоже вначале была карбюраторной, но японцы довольно быстро перевели автомобиль на электронный впрыск.
В салоне – влияние американцев
Интерьеры моделей ГАЗ и Nissan выглядят до странного похоже – и для советских, и для японских дизайнеров эталоном были американские автомобили того времени. «Чайка» нашпигована сервоприводами, «Президент» – электроприводами.
Обе укомплектованы богато, по меркам 1970-х, но японцы чуть впереди – даже форточки на передних дверях имеют электропривод. Кондиционер у «праворульки» двухзонный, а у нашей «Чайки» он работает только на задние сиденья. Кстати, любопытная деталь: для этой модели кондеи закупали в Японии.
Разные судьбы
Пожалуй, самое серьезное отличие в том, какими стали судьбы двух автомобилей. В Японии автомобиль «как у императора» могли купить и обычные люди – конечно, из обеспеченного класса.
«Чайку» в СССР получить в легальное владение было невозможно. Роскошный автомобиль считался привилегией партноменклатуры, его выделяли под должность.
Это сыграло свою роль в судьбе двух машин. Если Nissan President выпускался 45 лет и за это время компания сделала 56000 единиц, то «Чаек» двух поколений было сделано чуть больше 4000 – на порядок меньше. И закончилась жизнь красивого автомобиля довольно печально – если вы эту историю раньше не слышали, то прочитать ее можно здесь.
При написании статьи использованы данные из обзора Nissan President II, составленного порталом Bibimot.