Ностальгия по «Запорожцу»: как отзывались итальянцы о малолитражке из СССР
Автомобили ЗАЗ не были исключением: их поставляли и в Восточную, и в Западную Европу. В той же Италии, по оценке блогера mexanizm, местный дилер BP Cooliker Importacioni продал около 2500 «Запорожцев», преимущественно модели ЗАЗ-966.
mexanizm нашел воспоминания нескольких владельцев этих автомобилей.
«Советский седан с мотором как у Порше»
Некий Маттео Росси упоминал, что у его отца был «советский седан с мотором как у "Порше"" – то бишь, его двигатель был расположен сзади и имел воздушное охлаждение. Их семья много колесила по Италии, и местные жители расспрашивали отца о машине, поскольку большинству из них марка Yalta была незнакома – под этим названием "Запорожцы" продавались на Западе. Отец хвалил машину за высокую надежность. Лишь отопитель работал плоховато – кстати, и советские водители жаловались на это, – но в Италии включать его приходилось редко.
С запчастями сложности
Итальянец Гуерино рассказал, как «Зап» его тети однажды сломался и два месяца стоял, пока везли из Союза нужную запчасть. Что ж, сервис всегда был слабым местом отечественных автозаводов. Зато потом машина долгие годы служила исправно. А еще он отмечает необычную особенность советской машины: коричневая обивка сидений дермантином.
По горам – и никаких проблем
Еще один отзыв есть в архивах советского журнала «За рулем» за 1981 г., оставленный водителем Алессандро Тоньяна. Тот писал, что за 4 года ни разу не имел проблем с машиной, хотя ездил по горным дорогам. И рекомендовал ее знакомым.
Чем объяснить хорошие отзывы
В отличие от итальянцев, советские водители качество родного автопрома больше ругали, чем хвалили, хотя и вспоминают сейчас те машины с ностальгией. Почему такая разница?
Дело в том, что автомобили, собранные под экспорт, заводские ОТК проверяли по более жестким стандартам, так что сборщики больше над ними старались.