«Конвейером нас не испугать!» Как братья Додж утерли нос Генри Форду

​​​​​​​ Было время, когда Форд выпускал больше автомобилей, чем все прочие автопроизводители вместе взятые, благодаря изобретенному им потоковому производству на конвейере. Это знают все, кто увлекается автомобильной историей. А вот кого Форд боялся больше всего, знают немногие.
«Конвейером нас не испугать!» Как братья Додж утерли нос Генри Форду
Bonhams MPH | Youtube
Содержание статьи
Для Форда братья Гораций и Джон Додж были главными партнерами — и самыми опасными конкурентами.

История постоянно сталкивала компании Ford и Dodge вплоть до 1960-х годов. Братья Додж основали свою фирму в 1900 году, Форд – всего тремя годами позже. В начале своей карьеры братья были основными поставщиками запчастей для фабрик Ford – фактически, из производимых ими деталей Форд собирал целиком шасси и двигатель, а сам лишь ставил кузова. Форд даже отдал им 10% акций своей компании в счет поставок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом Доджи подхватили аналогичный контракт для Oldsmobile, компании другого американского пионера автомобилестроения Рэнсома Олдса.

Форд наладил потоковое производство в 1913 г. К тому времени братья Додж решили, что попробуют потягаться с ним, и запустили собственную автомобильную фабрику годом позже.

Последней схваткой двух компаний стала битва пони-каров в послевоенные годы, во времена гонки моторов, когда на легендарный Mustang от Ford его конкуренты ответили столь же легендарным Dodge Challenger.

Ford ходит первым

У братьев Додж были причины, чтобы подзадержаться. В то время как Форд усердно работал над повышением технологичности, Гораций и Джон «вылизывали» конструкцию своего автомобиля, доводя его до совершенства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый массовый автомобиль Форда Model T, получивший прозвище «жестянка Лиззи», стал удивительно дешевым при конвейерном производстве, но для владельцев это был далеко не самый удобный и надежный автомобиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ford Model T image
Ford Model T
Ford

Взять хотя бы его сложную систему управления, сильно отличавшуюся от современной. Педалей было три: одна переключала две передние передачи и нейтраль, вторая включала заднюю, третья – ножной тормоз. Руками водитель управлялся с рычагом газа, рулем и ручным тормозом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Dodge 30-35: ответ качеством

Джон Додж шутил: «Каждый, кто владеет Ford, рано или поздно захочет автомобиль». Для таких людей и был предназначен первый серийный «Додж» — удобный, мощный и надежный.

Рычаг передач у модели 30-35 располагался на торпедо, как у современных машин, и управлял удобной трехскоростной коробкой передач.

Dodge 30-35 cockpit
Challengeher | Youtube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4-цилиндровый двигатель Dodge развивал 35 л. с. против 20 л. с. у Ford – почти в 2 раза больше. Благодаря этому модель братьев развивала почти 100 км/ч, в то время как из «Лиззи» удавалось выжать всего 80 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

30-35 выигрывала по множеству параметров, в том числе по ходовым качествам, комфортабельности и долговечности. Важная деталь: братья Додж первыми поставили крупносерийный автомобиль на стальную раму. Все их конкуренты в те времена ставили кузова на деревянную раму, гораздо менее прочную.

В 1915 г. братья первыми в Америке поставили на автомобиль электрические фары, которые были куда удобнее и ярче ацетиленовых или керосиновых.

Dodge 30-35 Touring image
Dodge 30-35 Touring
rmw.lv
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без подвоха

Все эти преимущества должны были сделать автомобиль дороже, но нет – братьям как-то удалось уложиться в очень привлекательную цену, в отличие от тех же Oldsmobile или Cadillac.

В 1914 году выпуск Dodge 30-35 все еще оставался небольшим – было сделано 370 единиц. Потом сарафанное радио разнесло по Америке, что в Детройте есть фирма, делающая хорошие автомобили по невысокой цене, и на Доджей посыпались заказы. К их чести, они смогли быстро наладить массовое производство, и в следующем году уже сделали 45 тысяч единиц.

Развозные грузовики Dodge, 1920 г. фото
Развозные грузовики Dodge, 1920 г.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый военный автомобиль Америки

Слава Доджей как производителей недорогих и надежных автомобилей вызвала к ним интерес у американских военных. В 1915 г. армия США впервые провела маневры с применением моторизованной техники, и – кто бы сомневался – ее первыми автомобилями стали Dodge 30-35.

Артиллерийский грузовик Dodge, 1920 г. фото
Артиллерийский грузовик Dodge, 1920 г.
Field Artillery Journal

В 1916 г. автомобили братьев прошли боевое крещение. Началась Мексиканская революция: армия революционера Панчо Вильи совершила набег на город Колумбус в штате Нью-Мексико, и Штаты решили, что у них есть повод для ответной военной экспедиции. В погоне за отрядами Вильи участвовали 250 машин Dodge, переоборудованных в пикапы. Хотя в целом этот поход считается неуспешным, одним из его героев стал молодой лейтенант Джордж Паттон, ставший в годы Второй мировой войны одним из главных стратегов Америки.

Ирония судьбы в том, что его противник Панчо Вилья и сам оценил достоинства Dodge 30-35. В 1923 году за рулем этого автомобиля он был убит политическими заговорщиками.