Путаница или логическая цепочка? По какому принципу распределены коды регионов на автономерах
Тот формат российских автомобильных номеров, который мы знаем сегодня, появился в 1993 году. Формат был закреплен стандартом ГОСТ Р 50577-93. В левой стороне таблички находятся буквы и цифры (серия и номер автомобиля), справа надпись «RUS», идентифицирующая государственную принадлежность и флаг РФ, а над ними — две или три цифры, обозначающие код субъекта Российской Федерации. Кроме того, в документе были обозначены четкие требования к размеру табличек.
Несколько лет такой код состоял только из двух цифр, однако в 2005 году его расширили до трех из-за роста числа автомобилей.
Как распределены коды на автономерах
С 1993 года коды регионов глобально не менялись. Расширение — это единственное, что происходило со списком.
Коды с 1 по 21
В самом начале списка автомобильных кодов располагаются республики. Субъекты распределены вполне логично — в алфавитном порядке. Например 01 регион — это Адыгея, а 21 — Чувашия.
Во всех «отклонениях» от списка номеров с 1 по 21 также есть своя логика. Так, Алтаю принадлежит номер 04, потому что в момент введения списка он назывался Горным Алтаем. Якутия находится перед Северной Осетией, так как ее официальное название — республика Саха.
Коды с 22 по 89
С 22 по 27 в алфавитном списке идут названия краев, а с 27 по 76 — областей. Во второй части списка располагаются Камчатский, Пермский и Забайкальский края лишь по той причине, до до 2000-х они считались именно областями.
Следующие коды — 77 и 78 принадлежат двум ключевым городам государства. Первый, 77, закреплен на Москвой, вместе с ним в столице выдают знаки с числами: 97, 99, 177, 197, 199, 777, 799 и 797. Второй, 78, принадлежит Северной столице вместе с 98, 178 и 198 номерами.
С 79 по 89 в списке располагаются автономные округа и Еврейская автономная область.
Конец логической цепочки: коды с 90
Начиная со строчки 90 в списке автомобильных номеров начинается путаница. Некоторые из них, как мы уже упомянули выше, являются добавочными числами для крупных городов, например, Москвы и Санкт-Петербурга. А вот остальные имеют свою историю.
Так, код 90 был передан Московской области после того, как в субъекте закончились свободные номера с кодом 50. Номер 91 до 2006 года использовался только на транзитных номерах, а потом стал принадлежать Калининградской области.
Есть своя история и у кода Чеченской республики. Изначально региону принадлежал номер 20, однако в 2000 году его сменили на 95. Сейчас число 20 стало единственным обозначением, канувшим в Лету, — госзнаки с таким номером считаются своего рода раритетом.
Какими еще могут быть автомобильные номера
Помимо номеров для личных машин существует еще несколько видов знаков, отличающихся друг от друга.
- Номера на прицепы отличаются количеством символов в серии и номере. Они состоят из двух букв и четырех цифр.
- Номера на муниципальные автобусы, такси и маршрутки, как правило, имеют желтый, а не белый фон. А вот номера у Росгвардии и МВД — синий. Кроме того, на последних всегда стоит код 77, обозначающий принадлежность не к Москве, а к министерству, которое находится в столице государства.
- У военных машин фон номеров черный, а буквы на нем белые. В правой стороне таблички находятся знакомые две цифры, однако тут они обозначают не код региона, а внутреннее армейское обозначение.
- У ретро и спортивных машин на номерах есть пометки в виде букв «Р» и «С».
- У машин дипломатических представительств и консульств номера красные, а символы на них — белые. На них указаны сразу два кода: первый — код региона, в котором зарегистрировано авто, второй — трехзначный код страны, которой он принадлежит.
- У транзитных номеров на табличке есть буква Т, а код принадлежит тому субъекту РФ, из которого выезжает машина.