Супер-Шишига: как Афган «взорвал» перспективный армейский грузовик ГАЗ-3301

«Шишигой» советские водители называли двухосный грузовик-вездеход ГАЗ-66. Почти миллион таких машин были сделаны для вооруженных сил СССР. 40 лет назад Горьковский автозавод попытался создать второе, более совершенное поколение.
Супер-Шишига: как Афган «взорвал» перспективный армейский грузовик ГАЗ-3301
В общественном достоянии
Содержание статьи

Самый легкий из плеяды армейских грузовиков СССР, ГАЗ-66 стал моделью-долгожителем. Его выпускали 35 лет, и хотя с момента окончания производства прошло четверть века, эти машины продолжают работать в фермерских и охотничьих хозяйствах. Их ценят за феноменальную проходимость и ремонтопригодность.

Новая модель должна была стать уже четвертым поколением легких армейских вездеходов в СССР, после ГАЗ-ААА, ГАЗ-63 и ГАЗ-66.

Выпуск «шишиги» (название обыгрывает номер модели – две шестерки) начался в 1964 году. Хотя военный заказчик был доволен машиной, горьковские конструкторы видели потенциал для улучшения и в 1970-х начали работать над следующим поколением легкого армейского полноприводного грузовика, получившим индекс ГАЗ-3301.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигатель

8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗМЗ-513 грузовика ГАЗ-66 имел два недостатка: прожорливость и трудность настройки. Старые водители говорили, что при таком большом числе цилиндров очень сложно добиться, чтобы все они нормально работали, поэтому грузовики с этим мотором почти всегда троят. С другой стороны, мотор всегда легко заводился: хоть один из 8 цилиндров да подхватит.

ГАЗ-66
ГАЗ-66
SPC Eric E. Hughes | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для нового грузовика разработали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-542. Мощность у него была такая же, как у ЗМЗ-513, но крутящий момент выше на 120 ньютон-метров, причем дизель хорошо тянул даже на низких оборотах. Кроме того, дизель имел воздушное охлаждение, что повышало его живучесть в боевых условиях, и штатный предпусковой подогреватель.

Расход топлива благодаря дизелю сократился на целых 30%, а запас хода грузовика по шоссе достиг 1300 км.

За счет более высокой тяги грузоподъемность также выросла на полтонны, до 2,5 т.

Кабина

Другим минусом «шишиги» была тесная неудобная кабина с тяжелыми органами управления.

Место водителя ГАЗ-3301 фото
Место водителя ГАЗ-3301
AutoHS.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В кабине 3301-го обзор улучшили, оснастили машину эргономичным рулевым колесом и приборной панелью. Самым удобным новшеством стала электропневматическая система управления раздаточной коробкой и удобный рычаг КПП. В самой КПП, кстати, все передачи впервые были синхронизированы и добавилась 5 передача.

ГАЗ-3301 с бронированной кабиной, 1992 г. фото
ГАЗ-3301 с бронированной кабиной, 1992 г.
Архив 21 НИИЦ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая кабина была вдобавок более технологичной и могла бронироваться.

Кузов и шасси

Даже раму и кузов для грузовика спроектировали заново. Кузов теперь был цельнометаллическим с ровным полом без выступающих колесных ниш.

ГАЗ-3301 на испытаниях фото
ГАЗ-3301 на испытаниях
AutoHS.ru

И, наконец, вишенка на торте: новые радиальные шины КИ-113, уменьшившие сопротивление качению и шум и повысившие проходимость на бездорожье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Машинка интересная, но Афган...

На следующем фото вы видите ранний прототип 1974 г. – у него все еще упрощенная кабина, сделанная кустарным способом, старый кузов и гражданская окраска.

Прототип ГАЗ-3301
nashi-avto.ru

Военных ГАЗ-3301 заинтересовал и в следующем году Главное автобронетанковое управление выдало заводу техзадание на его разработку по всей форме. Поскольку предварительные наработки уже были сделаны, в 1982 г. предсерийные грузовики вышли на испытания. Еще 2 года спустя представители заказчика подтвердили, что машина хороша, но потребовали поработать над ней еще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Началась знаменитая советская волокита, бесконечные доработки и проверки. То одному, то другому бюрократу что-то не нравилось. Наконец, к 1987 году завод собрал опытную партию из 10 машин.

Горьковский автозавод продолжал работать над машиной вплоть до начала 1990-х – в конце концов, были и другие силовые ведомства, заинтересованные в подобных грузовиках. Получить заказ помешала неурядица последних лет существования СССР и первых лет истории независимой России. Ближе к 1992-1993 году на ГАЗ-3301 махнули рукой.

А на смену ГАЗ-66 пришел капотный полноприводник ГАЗ-3308 «Садко».