Где могли построить Волжский автозавод, кроме Тольятти: 60 секунд альтернативной истории
Мне не удалось точно узнать, когда именно Компартия решила построить еще один автозавод в дополнение к ЗАЗ, АЗЛК и ГАЗ. Известно лишь, что это произошло в первой половине 1960-х, а в 1964 г. Минавтопром СССР начал подбирать зарубежного партнера.
Эта новость распространилась по городским администрациям как пожар. 54 населенных пункта хотели заполучить будущий завод к себе.
Фавориты и аутсайдеры
Украина и Беларусь были самыми сильными претендентами. Компартия Украинской ССР предлагала на выбор Киев и Бровары, а их однопартийцы из Беларусской ССР – Минск и Гомель.
Ульяновск, Запорожье и Горький тоже считали, что их шансы высоки, поскольку в этих городах уже работали автозаводы – а значит, были рабочие кадры, налаженная система автомобильных вузов и техникумов, рассказывает автор «Ъ FM» Дмитрий Гронский.
Множество других городов тоже надеялись на успех – Ярославль, Рыбинск, Ростов Великий, Уфа, а также города меньшего размера, такие как Мценск, Вологда, Курган и другие.
Победил Ставрополь-на-Волге
Комиссия, выбиравшая площадку, долго не решалась отбросить Киев и Минск, однако и у этих городов нашлось два серьезных минуса. Цена строительства в республиканских столицах получалась высоковатая, да и к государственной границе они находились очень близко, что делало их уязвимыми в случае войны – ВОВ это отлично показала.
Так что выиграл маленький городок Ставрополь-на-Волге в тихом и безопасном Поволжье, в 1964 г. переименованный в Тольятти в память об итальянском коммунисте Пальмиро Тольятти. Нет, это было сделано не ради сделки с Fiat – напротив, говорят, что лицо президента компании Джованни Аньелли перекосило, когда он узнал название города. Но решил, что бизнес есть бизнес, а к политике он не имеет отношения.