Где могли построить Волжский автозавод, кроме Тольятти: 60 секунд альтернативной истории

Более полусотни городов знали, что в Советском Союзе будут строить новый автозавод, и хотели принять его у себя. И кто знает, превратились бы «фиаты» в «Жигули» или стали бы «Киевлянами» на манер «Москвичей» или вообще «Мценчанами». Вот как все происходило.
Где могли построить Волжский автозавод, кроме Тольятти: 60 секунд альтернативной истории
Liftarn | Wikipedia
Содержание статьи

Мне не удалось точно узнать, когда именно Компартия решила построить еще один автозавод в дополнение к ЗАЗ, АЗЛК и ГАЗ. Известно лишь, что это произошло в первой половине 1960-х, а в 1964 г. Минавтопром СССР начал подбирать зарубежного партнера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фавориты и аутсайдеры

Украина и Беларусь были самыми сильными претендентами. Компартия Украинской ССР предлагала на выбор Киев и Бровары, а их однопартийцы из Беларусской ССР – Минск и Гомель.

Стройка Волжского автозавода
Валентин Соболев / архив ТАСС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ульяновск, Запорожье и Горький тоже считали, что их шансы высоки, поскольку в этих городах уже работали автозаводы – а значит, были рабочие кадры, налаженная система автомобильных вузов и техникумов, рассказывает автор «Ъ FM» Дмитрий Гронский.

54 заявки было подано от разных городов, желавших разместить у себя автозавод, ставший ВАЗом.

Множество других городов тоже надеялись на успех – Ярославль, Рыбинск, Ростов Великий, Уфа, а также города меньшего размера, такие как Мценск, Вологда, Курган и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Победил Ставрополь-на-Волге

Комиссия, выбиравшая площадку, долго не решалась отбросить Киев и Минск, однако и у этих городов нашлось два серьезных минуса. Цена строительства в республиканских столицах получалась высоковатая, да и к государственной границе они находились очень близко, что делало их уязвимыми в случае войны – ВОВ это отлично показала.

Ставрополь-на-Волге, Троицкий собор, 1870-е гг. фото
Ставрополь-на-Волге, Троицкий собор, 1870-е гг.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что выиграл маленький городок Ставрополь-на-Волге в тихом и безопасном Поволжье, в 1964 г. переименованный в Тольятти в память об итальянском коммунисте Пальмиро Тольятти. Нет, это было сделано не ради сделки с Fiat – напротив, говорят, что лицо президента компании Джованни Аньелли перекосило, когда он узнал название города. Но решил, что бизнес есть бизнес, а к политике он не имеет отношения.

А вы как считаете, удачно выбрали место для ВАЗа или нет?
Да
Нет
Другое