Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа... и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было
Мурат Уртембаев был молодым и, по-видимому, довольно талантливым программистом, попавшим по распределению после вуза в Управление организации производства Волжского автозавода (УОП).
О его высоких способностях говорит хотя бы такой факт: всего двумя годами позже ему предложили ехать на стажировку в Норвегию. Но с оговоркой: отработать еще пару-тройку лет на заводе на той же должности. Ему пришлось отказаться – жена работу в Тольятти не нашла и была в положении, а ему как молодому специалисту платили мало.
Нарушенное обещание
Он уже подумывал уволиться с автозавода и найти более престижную работу, когда его начальник, пытаясь удержать его, сам заложил в их отношения бомбу с часовым механизмом. Уртембаеву пообещали повышение до старшего инженера и, соответственно, рост оклада, если он останется. Обман вскрылся на аттестации в 1982 году: никакого повышения программист не увидел.
Крайне расстроенный, он решил, что получит свое с помощью аферы.
Логическая бомба в конвейере
Так называется вредоносная компьютерная программа, которая срабатывает в некий запланированный момент времени.
УОП, в котором работал наш герой, отвечал за работу автоматизированной системы поставки деталей на конвейер. Уртембаев обнаружил, что может встроить в нее код, который в определенный момент нарушит ритм поставок и внесет полный разлад в работу сборочного конвейера.
Запуск бомбы он запланировал на время незадолго до его выхода из отпуска – так он обеспечил бы себе алиби и возможность быстро и эффектно устранить проблему, а в награду получить премию и повышение.
Бомба сработала слишком рано
Почему так случилось, осталось непонятным. Но в результате конвейер встал на долгих три дня и недовыполнил план на 460 автомобилей. Ущерб, скрупулезно подсчитанный финансовым отделом, составил 7176 руб. 79 коп. – цена новых «Жигулей» в то время.
Заговор «элиты» программистов
Напуганный Уртембаев сам пришел в «органы» с повинной. И вот тут вскрылся шокирующий факт: оказалось, что идею логической бомбы он не придумал, а подглядел у других программистов предприятия.
Пользуясь тем, что начальство автозавода и сотрудники других отделов не разбирались в компьютерных системах, они нашли легкий способ выбить себе награду: внести небольшой сбой в систему, а затем самим его устранить.
Благодаря Мурату областное управление КГБ провело расследование и обнаружило, что ущерб составил огромные суммы: «волки» из УОП таким способом зарабатывали себе дачи, квартиры и машины. Последовало громкое дело против так называемой «элиты» программистов.
Нанять пирата, чтобы...
Несмотря на добровольное признание и помощь следствию, Уртембаева уволили из УОП. Он избежал тюрьмы, отделавшись 1,5 годами условного заключения, но был вынужден много лет работать слесарем на конвейере автозавода, возвращая часть зарплаты в компенсацию нанесенного урона. После чего завод все же взял его обратно в отдел программирования.
Мне кажется, с ним поступили не только несправедливо, но и нерационально. Молодой айтишник был не расчетливым мошенником, а всего лишь обиженным молодым человеком в трудном положении. Обжегшись один раз, он вряд ли поступил бы так же снова.
Учитывая его талант и раскаяние, руководство завода могло сделать все с точностью до наоборот: повысить ему зарплату и поставить задачу отлавливать нечестных сотрудников – принцип «нанять пирата, чтобы поймать пирата» знали еще английские короли в 17 веке. Став первым специалистом по кибербезопасности, он принес бы гораздо больше пользы.