Мотоциклист едет между рядами: нарушает или нет
К тому, что мотоциклы играют в пятнашки на дороге или чешут по разделительной, отношение очень разное. Кто-то из водителей завидует двухколесным собратьям, кого-то это раздражает, вызывая законные опасения насчет безопасности. Третьих это просто не колышет.
Объективно говоря, мотоцикл действительно может втискиваться в довольно узкие пространства между автомобилями, что очень выгодно при плотном трафике.
Не менее объективно и то, что зачастую водители двухколесников злоупотребляют этой возможностью, держась к автомобилям слишком близко. По статистике, риск попасть в аварию для мотоциклистов примерно в 10 раз выше, чем для водителей автомобилей.
Что говорит закон
Правила дорожного движения требуют, чтобы водители соблюдали рядность и ехали строго по полосе. При этом в них не говорится, сколько транспортных средств могут ехать рядом в одной полосе. Поэтому группы мотоциклов, например, могут ехать в две колонны внутри одной полосы, ничего не нарушая.
То же происходит, если мотоциклист едет между двумя рядами автомобилей: на деле, он обычно не едет прямо по линии, поскольку ехать по ней неудобно – она выпуклая и скользкая. Как правило, мотоцикл движется либо чуть справа от линии, либо чуть слева – то есть, в одной полосе с одной машиной или с другой.
Напрямую нарушением это не является. ПДД лишь требуют, чтобы водители поддерживали безопасный боковой интервал (пункт 9.10). Правда, в правилах не оговаривается, как его измерять.
А вот если мотоциклист перемещается из полосы в полосу, не пользуясь поворотниками, он нарушает пункт 8.1.
Кроме этого, существует еще пункт 2.7, запрещающий опасное и агрессивное вождение. В эту категорию включаются, например, частые перестроения из полосы в полосу, подрезание других машин, резкое торможение и, опять же, несоблюдение безопасных интервалов.
Могут ли наказать
На практике, железно доказать нарушение можно лишь в двух случаях. Первый – это если кто-то из водителей зафиксировал на видеорегистратор, как мотоцикл перемещается без поворотников из одной полосы в другую, и подал жалобу в ГИБДД.
Второй случай неприятный – речь идет об аварии. Как правило, если мотоцикл и автомобиль притерлись, виновным считают байкера, поскольку именно он выполнял маневр опережения, а значит, отвечал за поддержание безопасной дистанции.
А вот если водитель открыл дверь и мотоциклист в нее врезался, по статистике чаще наказывают водителя автомобиля.
Как поступать в жизни
Поскольку я не знаю, на какой стороне вы, мой читатель, то давайте рассмотрим ситуацию с обеих позиций – и мотоциклиста, и автомобилиста.
Водителям мотоциклов: будьте предсказуемы. Главное на дороге – хорошая водительская практика, а не закон. То есть, пользуйтесь поворотниками и не прижимайтесь к машинам слишком близко, зеркала к зеркалам. Держите в голове, что водители рядом с вами нервничают в эти моменты. А кроме того, они могут вас банально не видеть.
Автомобилистам: думайте о том, на что можете повлиять, и забудьте о том, на что не можете.
Если мотоцикл тихо пробирается между рядами машин в пробке, никому особо не мешая, пусть себе едет, вам от него ни жарко ни холодно.
Если же на дороге двухколесник ведет себя явно неосторожно и создает угрозу аварии, золотое правило – держитесь от него подальше. А уж далее, если хотите наказать безответственного мотоциклиста, вы вправе это сделать. Зафиксируйте нарушение на видеорегистратор – то же перестроение без поворотников станет хорошим поводом для обращения в ГИБДД – и подайте жалобу, приложив видеозапись. Так вы очистите свою совесть — вы сделали что могли.