«Победа на носу»: 10 советских автомобилей, появившихся сразу после ВОВ
Начиная с 1945 года, советские автомобильные КБ начали выплевывать новые модели, как из пулемета. Да какие – первый легковой автомобиль понтонной компоновки, первый гибридный автобус, лимузин-такси и много чего еще. Заинтригованы?
ЗИС-110
Иронично, но первым легковым автомобилем в стране народовластия стала машина для партийной верхушки – лимузин ЗИС-110. Он был представлен в 1945 году и производился до 1958 года.
Справедливости ради надо заметить, что 110-й использовался не только как правительственный автомобиль, но и в качестве санитарного, такси и для междугородных пассажирских перевозок.
ГАЗ М-20 «Победа»
Пожалуй, наиболее известный легковой автомобиль первого послевоенного поколения. Выпуск его начался в 1946 году и закончился в 1958-м. «Побед» в частных руках было мало: большинство экземпляров становились служебными машинами. В частности, М-20 стала основной рабочей лошадкой в такси. Солидная часть выпуска уходила на экспорт, кормя СССР валютой.
«Москвич-400»
Малютка «Москвич» сделал то, что не смогла «Победа» – он стал первым народным автомобилем в нашей стране, по-настоящему доступным простым людям. Его выпуск начался в 1946-м, но продавалась малолитражка поначалу плохо – население все еще было слишком бедным. Лишь к началу 1950-х продажи потихоньку раскрутились.
ГАЗ-51
Переходим к грузовикам. Горьковский автозавод обскакал ЗИС и ЯАЗ и первым выпустил свой послевоенный грузовик – даже раньше, чем легковую «Победу». Интересный факт: по многим агрегатам ГАЗ-51 и ГАЗ-М20 «Победа» унифицированы. Производился этот среднетоннажный грузовик довольно долго, с 1946 по 1975 годы.
Двумя годами позже автозавод выпустил полноприводную армейскую версию ГАЗ-63.
ЗИС-150
Более грузоподъемный «коллега» «газона» увидел свет в 1947-м, хотя фактически он был разработан и одобрен к производству прямо перед Великой Отечественной войной. В СССР «захар» производился до 1958-го, а в Китае под названием Jiefang CA-10 аж до 1986 г.
ЯАЗ/МАЗ-200
Мощный семитонник начали выпускать на Ярославском автомобильном заводе в 1947 году. Четырьмя годами позже его производство перенесли в Минск: он получил небольшие изменения внешности и новое имя МАЗ-200. Именно этот грузовик часто становился основой для производства спецтехники, такой как автокраны.
ЗИС-154
Чаще всего историки забывают упомянуть про общественный транспорт, и очень зря, потому что именно здесь после войны применили самые интересные инновации.
Взять хотя бы автобус ЗИС-154. В 1946 году он стал первым автобусом вагонной компоновки в СССР – по сравнению с капотными автобусами, такая схема сразу увеличила вместимость и рентабельность на порядок.
Еще интереснее то, что 154-й стал первым гибридным автобусом. Его дизельный двигатель работал на генератор, а колеса крутили электромоторы. К несчастью, дизель ЯАЗ-204 оказался слабым местом: водители и пассажиры жаловались на дым и это стало причиной короткой жизни автобуса – его производство завершили в 1950-м.
МТБ-82
Электрическая трансмиссия ЗИСа позволила в одном кузове создать автобус и троллейбус: вариант с рогами и без дизеля получил название МТБ-82.
МТВ-82
Приготовьтесь удивиться еще больше: уже через год после автобуса и троллейбуса появился трамвай, унифицированный с ними по кузову.
ГЗА-651
Ностальжи-парад послевоенных машин замыкает автобус из Горького, появившийся в 1949-м. Хотя он далеко не столь инновационный, как ЗИС-154, зато этот небольшой автобус на базе грузовика ГАЗ-51 отличался надежностью, неубиваемостью и тихим салоном. Именно эта модель стала первой, которую освоили на ПАЗе.