Боевой слон: 10 необычных военных машин на базе КрАЗа

В годы СССР на армию работали не меньше шести заводов грузовых автомобилей, выпускавших машины разной грузоподъемности: от легких двухосных ГАЗ до ЗИЛов, КамАЗов и «Уралов». Машины КрАЗ стояли на вершине этой пирамиды (ракетоносцы МАЗ не в счет) и работали в основном в инженерных войсках. Какое только диковинное оборудование на них не вешали!
Боевой слон: 10 необычных военных машин на базе КрАЗа
Edward W. Nino / Wikipedia
Содержание статьи
Если верить коллегам из «Колеса.ру», то всего для армейских вездеходов КрАЗ было разработано и выпускалось более 100 разных типов надстроек.

КрАЗ-255 стал первой машиной, разработанной конструкторами Кременчугского автозавода, и начал поступать в войска в 1967 году. Машина практически сразу после рождения прошла модернизацию, получив новый двигатель – это объясняет, почему большинство существующих машин носят наименование КрАЗ-255Б,

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем в 1979-м его сменил более совершенный КрАЗ-260: новая машина выполняла те же задачи, только лучше, понятное дело.

«Автобус» и тягач

Основой семейства стал бортовой грузовик, который не только возил солдат и грузы в кузове, но и мог буксировать тяжелый прицеп с другой техникой.

Радиозащищенный КрАЗ-255БМ везет бронетранспортер БП-ЛМ на прицепе МАЗ-4703. фото
Радиозащищенный КрАЗ-255БМ везет бронетранспортер БП-ЛМ на прицепе МАЗ-4703.
Архив 21 НИИЦ

Ракетовоз

Вторым вариантом стал седельный тягач КрАЗ-255В1, служивший, в том числе, в ракетных войсках. Интересно, что прицепы и полуприцепы для КрАЗов часто делали не в Кременчуге, а в соседней Беларуси на Минском автозаводе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
КрАЗ-255В1 с установкой 5Т83М комплекса «Вега» на прицепе МАЗ-938Б. фото
КрАЗ-255В1 с установкой 5Т83М комплекса «Вега» на прицепе МАЗ-938Б.
Колёса.ру

Противовоздушная оборона

Другим заказчиком этих машин были войска ПВО, хотя и всего в одной роли: на них ставили радиолокационную систему ПРВ-16Б, предназначенную для пеленгования и определения высоты полета низколетящих целей в составе ЗРК «Куб».

КрАЗ-255Б с высотомером ПРВ-16Б. фото
КрАЗ-255Б с высотомером ПРВ-16Б.
Архив Колёса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Топливозаправщик

Топливозаправщики на базе КрАЗ делали в нескольких версиях. Самыми простыми были автоцистерны АЦ-8,5 и АЦ-9,5. На аэродромах работали ТЗА-8 с более мощными насосами и богатым оснащением.

Цистерна АКЦ-4 для заправки ракетных двигателей кислотой. фото
Цистерна АКЦ-4 для заправки ракетных двигателей кислотой.
Архив "Колёса.ру"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Флотские автоцистерны АЦМ-7 возили на причалы мазут и подогретые масла. Наконец, существовала особая цистерна АКЦ-4 для заправки ракетных двигателей кислотой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Землеройка

Буровая установка ПБУ-200 транспортировалась аж на трех КрАЗах. С ее помощью инженерные войска могли пробурить даже твердые породы, чтобы обеспечить водоснабжение.

Буровая установка ПБУ-200 на шасси КрАЗ-255Б1. фото
Буровая установка ПБУ-200 на шасси КрАЗ-255Б1.
К. Дунаев / архив "Колёса.ру"

Экскаваторы Э-305БВ и более мощный и популярный ЭОВ-4421 применялись для возведения фортификаций и других земляных работ.

Экскаватор ЭОВ-4421. фото
Экскаватор ЭОВ-4421.
Архив "Колёса.ру"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сапер

Но пора перейти к самому вкусному. Мостоукладчики ТММ-3 от предшественников отличались тем, что колея у мостового блока может раздвигаться, чтобы пропускать даже тяжелую технику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мостоукладчик ТММ-3. фото
Мостоукладчик ТММ-3.
Bundesarchiv Bild

Для переправы через широкие водные преграды инженерные войска могли предложить два решения: навсети понтонный мост или построить низкий мост на сваях. В первом случае к берегу подгоняли грузовики с раскладными звеньями понтонно-мостового парка (ПМП). К ним в комплект прилагались машины, перевозившие буксирные катера, использовавшиеся для стыковки звеньев. В 1980-е годы усовершенствованные плавучие мосты этого типа ППС-84 «Амур» могли пропускать даже многоосные ракетоносцы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А чтобы построить мост, использовали армейские сваебойные машины УСБ и более совершенные УСМ. Такие машины могли наводить мост со скоростью до 15 метров в час.

Сваебойная установка УСМ в экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и связи в С.-Петербурге. фото
Сваебойная установка УСМ в экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и связи в С.-Петербурге.
Архив "Колёса.ру"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дворник для аэродрома

А этот корходон предназначен для очистки аэродромов и называется тяжелая вакуумно-уборочная машина В-63. Такие устанавливали на грузовик КрАЗ-257 с колесной формулой 6х4.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Машина для очистки аэродромов В-63. фото
Машина для очистки аэродромов В-63.
Архив "Колёса.ру"
Кстати, вы об этом знали?

За непростой характер КрАЗы в автомобильных войсках прозвали «людоедами» – здесь мы рассказывали об этом подробнее.

В свое время ГАЗ сделал для советской армии грузовик еще более легкий, чем ГАЗ-66, но военные от него отказались, и вот почему.

Военные грузовики КамАЗ и «Урал» имеют схожие характеристики, но опытные водители предпочитают вторые по этой неочевидной причине.