Боевой слон: 10 необычных военных машин на базе КрАЗа
КрАЗ-255 стал первой машиной, разработанной конструкторами Кременчугского автозавода, и начал поступать в войска в 1967 году. Машина практически сразу после рождения прошла модернизацию, получив новый двигатель – это объясняет, почему большинство существующих машин носят наименование КрАЗ-255Б,
Затем в 1979-м его сменил более совершенный КрАЗ-260: новая машина выполняла те же задачи, только лучше, понятное дело.
«Автобус» и тягач
Основой семейства стал бортовой грузовик, который не только возил солдат и грузы в кузове, но и мог буксировать тяжелый прицеп с другой техникой.
Ракетовоз
Вторым вариантом стал седельный тягач КрАЗ-255В1, служивший, в том числе, в ракетных войсках. Интересно, что прицепы и полуприцепы для КрАЗов часто делали не в Кременчуге, а в соседней Беларуси на Минском автозаводе.
Противовоздушная оборона
Другим заказчиком этих машин были войска ПВО, хотя и всего в одной роли: на них ставили радиолокационную систему ПРВ-16Б, предназначенную для пеленгования и определения высоты полета низколетящих целей в составе ЗРК «Куб».
Топливозаправщик
Топливозаправщики на базе КрАЗ делали в нескольких версиях. Самыми простыми были автоцистерны АЦ-8,5 и АЦ-9,5. На аэродромах работали ТЗА-8 с более мощными насосами и богатым оснащением.
Флотские автоцистерны АЦМ-7 возили на причалы мазут и подогретые масла. Наконец, существовала особая цистерна АКЦ-4 для заправки ракетных двигателей кислотой.
Землеройка
Буровая установка ПБУ-200 транспортировалась аж на трех КрАЗах. С ее помощью инженерные войска могли пробурить даже твердые породы, чтобы обеспечить водоснабжение.
Экскаваторы Э-305БВ и более мощный и популярный ЭОВ-4421 применялись для возведения фортификаций и других земляных работ.
Сапер
Но пора перейти к самому вкусному. Мостоукладчики ТММ-3 от предшественников отличались тем, что колея у мостового блока может раздвигаться, чтобы пропускать даже тяжелую технику.
Для переправы через широкие водные преграды инженерные войска могли предложить два решения: навсети понтонный мост или построить низкий мост на сваях. В первом случае к берегу подгоняли грузовики с раскладными звеньями понтонно-мостового парка (ПМП). К ним в комплект прилагались машины, перевозившие буксирные катера, использовавшиеся для стыковки звеньев. В 1980-е годы усовершенствованные плавучие мосты этого типа ППС-84 «Амур» могли пропускать даже многоосные ракетоносцы.
А чтобы построить мост, использовали армейские сваебойные машины УСБ и более совершенные УСМ. Такие машины могли наводить мост со скоростью до 15 метров в час.
Дворник для аэродрома
А этот корходон предназначен для очистки аэродромов и называется тяжелая вакуумно-уборочная машина В-63. Такие устанавливали на грузовик КрАЗ-257 с колесной формулой 6х4.