ЗАЗ, ГАЗ и частичка Mercedes: как родился Stils, последний микроавтобус из СССР

Футуристичная разработка дизайнеров и конструкторов РАФ даже сегодня смотрится довольно актуально.
ЗАЗ, ГАЗ и частичка Mercedes: как родился Stils, последний микроавтобус из СССР
5 Колесо
Разработка смелого проекта микроавтобуса РАФ М-2 Stils началась в 1990 году.

Примечателен он тем, что это, возможно, последний автомобиль в советской истории, который создавали сообща, соединив усилия предприятий с разных концов Союза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Дизайн для новой рижской модели разработал НАМИ, опираясь на эскизы собственных стилистов РАФ,
  • Двигатель ЗМЗ-406 был разработкой ГАЗ,
  • Запорожский автозавод сделал для латышей 3D-модель.

Чтобы сделать Stils по-настоящему стильным (в переводе с латышского это слово означает «стиль»), его оснастили «узкоглазой» японской оптикой от легковых автомобилей Mazda. Кроме этого, машина получила надежную и удобную рулевую систему от Mercedes-Benz.

Ранний вариант облика РАФ М-2, разработанный дизайнером ИТЦ РАФ Сергеем Галактионовым
Ранний вариант облика РАФ М-2, разработанный дизайнером ИТЦ РАФ Сергеем Галактионовым в 1989 г.
ser-galaktion.narod2.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реверанс пассажирам

С технической точки зрения, проект тоже был довольно интересным. Конструкторы задумали машину полукапотной компоновки с передним приводом. Такая концепция позволила опустить пол салона до уровня 42 см для комфортной посадки и высадки. Полностью независимую подвеску планировали сделать гидравлической, чтобы микроавтобус мог дополнительно «присаживаться», делая посадку еще удобнее.

Интерьер РАФ-М-2
Интерьер элегантный и выглядит уютно.
Колёса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не сложилось

Не будем долго описывать печальную сторону его истории: если кратко, то на разработку ходового прототипа у Рижской автобусной фабрики собственных средств не было, правительства СССР и Латвии давать деньги отказались, а зарубежных спонсоров отпугнул распад СССР и последовавшая за этим нестабильность. К середине 1990-х стало понятно, что Stils так и останется красивым, но нереализованным проектом.

Забытые проекты автопрома СССР

Ранее Techinsider рассказывал о:

«Волгах» пятого поколения, над которыми ГАЗ работал в конце 1980-х и которые успели выпустить небольшой серией,

фермерском фургоне ЗАЗ-2301 «Снага», который мог бы составить хорошую конкуренцию «ГАЗели» и

микроавтобусе РАФ М-1 «Роксана», над которым дизайнеры из Латвии работали параллельно со Stils.