ЗАЗ, ГАЗ и частичка Mercedes: как родился Stils, последний микроавтобус из СССР
Примечателен он тем, что это, возможно, последний автомобиль в советской истории, который создавали сообща, соединив усилия предприятий с разных концов Союза.
- Дизайн для новой рижской модели разработал НАМИ, опираясь на эскизы собственных стилистов РАФ,
- Двигатель ЗМЗ-406 был разработкой ГАЗ,
- Запорожский автозавод сделал для латышей 3D-модель.
Чтобы сделать Stils по-настоящему стильным (в переводе с латышского это слово означает «стиль»), его оснастили «узкоглазой» японской оптикой от легковых автомобилей Mazda. Кроме этого, машина получила надежную и удобную рулевую систему от Mercedes-Benz.
Реверанс пассажирам
С технической точки зрения, проект тоже был довольно интересным. Конструкторы задумали машину полукапотной компоновки с передним приводом. Такая концепция позволила опустить пол салона до уровня 42 см для комфортной посадки и высадки. Полностью независимую подвеску планировали сделать гидравлической, чтобы микроавтобус мог дополнительно «присаживаться», делая посадку еще удобнее.
Не сложилось
Не будем долго описывать печальную сторону его истории: если кратко, то на разработку ходового прототипа у Рижской автобусной фабрики собственных средств не было, правительства СССР и Латвии давать деньги отказались, а зарубежных спонсоров отпугнул распад СССР и последовавшая за этим нестабильность. К середине 1990-х стало понятно, что Stils так и останется красивым, но нереализованным проектом.