Что если бы «Москвичи» создавали инженеры Porsche: это почти случилось в 1970-х
В 1973 году советская внешнеторговая организация «Автоэкспорт» убедила руководство Автозавода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) обратиться к Porsche за консультацией. Продажи морально устаревшего «Москвича-412» в Европе катастрофически падали. АЗЛК уже работал над новой моделью, но нужно было как-то поддержать продажи в переходный период. Специалистам по стайлингу Porsche предложили попробовать осовременить машину, при этом не меняя кардинально ее конструкцию.
Попытка №1: Porsche 2140
Немцы сказали «яволь», засучили рукава и начали колдовать. Решетку радиатора из блестящей перекрасили в модный черный. Поставили широкие колесные диски и шины. Неудобный тонкий обруч руля обернули в губчатый пластик, изменили форму передней панели, добавили цветные тканевые вставки к обивке кресел, добавили удобные внутренние дверные ручки в стиле машин BMW тех времен. Запасное колесо обернули в чехол и поставили вертикально в багажнике, сделав его пространство более эргономичным.
Что у них получилось, судите сами – фотографии перед вами. Однако московские директора решили, что они сами с усами. Завод подготовил собственную модернизированную версию, получившую название «Москвич-2140». Успеха в экспорте она не имела.
Попытка №2: «Москвич» о шести головах
Прослышав, что в Москве работают над новой моделью, Porsche решила попытать счастья и набиться АЗЛК в технологические партнеры. Инжиниринговый центр компании подготовил эскизные проекты собственного видения будущего «Москвича». Посмотрите на следующий рисунок: не правда ли, стилистически он и вправду напоминает будущий «Москвич-2141»? Только это сходство обманчиво: в создании 41-го Porsche не участвовала от слова «совсем».
С технической точки зрения, немецкий концепт заметно отличается. Он длиннее на 20 см и, что важнее, имеет задний привод, в то время как «Москвич-2141» сделали переднеприводным.
Зато Porsche разработала не одну модель, а целое семейство на одной платформе с пятью вариантами кузовов, четырех- и шестицилиндровыми двигателями, а в придачу – внедорожный вариант с упрощенным кузовом, этакий кроссовер, внешне смахивающий на наш УАЗ-469.
Попытка №3: горячий «Москвич»
Один раз случайность, второй – совпадение, решили боссы Porsche, третья попытка все решит. В 1976 году Porsche начала у себя в Германии производство маленького, но злого купе 924. И предложила русским совершенно дикую в 1970-х годах вещь: наладить ее производство в Москве.
Получив отказ в третий раз, компания наконец поставила крест на сотрудничестве с АЗЛК. Тем более, что гораздо более интересное сотрудничество проклевывалось с Волжским автозаводом – как хорошо известно, немецкие инженеры внесли весомый вклад в создание легендарной модели Lada Samara.
Чем объяснить интерес Porsche к СССР
Достоверного ответа на этот вопрос вряд ли кто найдет.
Возможно, дело в ностальгических воспоминаниях самого Фердинанда Порше, основателя компании. В 1930-х годах советское правительство пригласило его в нашу страну. Он долго путешествовал и общался с советскими специалистами, посещал разные заводы, даже военные, и в конце получил приглашение переехать в Советский Союз. Порше отказался, сославшись на то, что «уже стар», чтобы идти на такие резкие перемены в жизни.