Что если бы «Москвичи» создавали инженеры Porsche: это почти случилось в 1970-х

Немецкие инженеры трижды пытались помочь АЗЛК выбраться из застоя. Забегая вперед, все три закончились фиаско. Но если бы они удались, какими были бы старые добрые «Москвичи»?
Что если бы «Москвичи» создавали инженеры Porsche: это почти случилось в 1970-х
Zoltán Krepsz / Wikipedia
Содержание статьи

В 1973 году советская внешнеторговая организация «Автоэкспорт» убедила руководство Автозавода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) обратиться к Porsche за консультацией. Продажи морально устаревшего «Москвича-412» в Европе катастрофически падали. АЗЛК уже работал над новой моделью, но нужно было как-то поддержать продажи в переходный период. Специалистам по стайлингу Porsche предложили попробовать осовременить машину, при этом не меняя кардинально ее конструкцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попытка №1: Porsche 2140

Немцы сказали «яволь», засучили рукава и начали колдовать. Решетку радиатора из блестящей перекрасили в модный черный. Поставили широкие колесные диски и шины. Неудобный тонкий обруч руля обернули в губчатый пластик, изменили форму передней панели, добавили цветные тканевые вставки к обивке кресел, добавили удобные внутренние дверные ручки в стиле машин BMW тех времен. Запасное колесо обернули в чехол и поставили вертикально в багажнике, сделав его пространство более эргономичным.

Москвич-412, модернизированный инженерами Porsche
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что у них получилось, судите сами – фотографии перед вами. Однако московские директора решили, что они сами с усами. Завод подготовил собственную модернизированную версию, получившую название «Москвич-2140». Успеха в экспорте она не имела.

Салон Москвич-412, обновленный стилистами Porsche
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попытка №2: «Москвич» о шести головах

Прослышав, что в Москве работают над новой моделью, Porsche решила попытать счастья и набиться АЗЛК в технологические партнеры. Инжиниринговый центр компании подготовил эскизные проекты собственного видения будущего «Москвича». Посмотрите на следующий рисунок: не правда ли, стилистически он и вправду напоминает будущий «Москвич-2141»? Только это сходство обманчиво: в создании 41-го Porsche не участвовала от слова «совсем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дизайн-проект Porsche для автозавода Москвич, 1973 год
Архив "За рулем"

С технической точки зрения, немецкий концепт заметно отличается. Он длиннее на 20 см и, что важнее, имеет задний привод, в то время как «Москвич-2141» сделали переднеприводным.

Справедливости ради надо сказать, что инженеры советского автозавода и сами хотели создать такую машину – шестицилиндровую, с задним приводом. Правда, для них ориентиром служил не проект Porsche, а модели BMW тех времен. Но из министерства было спущено иное указание.

Зато Porsche разработала не одну модель, а целое семейство на одной платформе с пятью вариантами кузовов, четырех- и шестицилиндровыми двигателями, а в придачу – внедорожный вариант с упрощенным кузовом, этакий кроссовер, внешне смахивающий на наш УАЗ-469.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дизайн-проект «Москвич», подготовленный фирмой Porsche
Архив "За рулем"

Попытка №3: горячий «Москвич»

Один раз случайность, второй – совпадение, решили боссы Porsche, третья попытка все решит. В 1976 году Porsche начала у себя в Германии производство маленького, но злого купе 924. И предложила русским совершенно дикую в 1970-х годах вещь: наладить ее производство в Москве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Porsche 924
А хорош был бы «Москвичок», а?
OSX | Wikipedia

Получив отказ в третий раз, компания наконец поставила крест на сотрудничестве с АЗЛК. Тем более, что гораздо более интересное сотрудничество проклевывалось с Волжским автозаводом – как хорошо известно, немецкие инженеры внесли весомый вклад в создание легендарной модели Lada Samara.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем объяснить интерес Porsche к СССР

Достоверного ответа на этот вопрос вряд ли кто найдет.

Возможно, дело в ностальгических воспоминаниях самого Фердинанда Порше, основателя компании. В 1930-х годах советское правительство пригласило его в нашу страну. Он долго путешествовал и общался с советскими специалистами, посещал разные заводы, даже военные, и в конце получил приглашение переехать в Советский Союз. Порше отказался, сославшись на то, что «уже стар», чтобы идти на такие резкие перемены в жизни.

Porsche, Ford, Fiat... кто еще?

Porsche не единственная западная автомобильная фирма, активно сотрудничавшая с советскими коллегами. Наиболее известны, конечно, Ford и Fiat, предоставившие технологии и все нужные лицензии для Горьковского и Волжского автозаводов.

Менее известно, что в это число входил и Mercedes-Benz. В 1973 году этот бренд первым открыл в нашей стране автосалон, а машины с трехлучевой звездой вскоре начали служить в элитных частях милиции.