Как выбрать летние шины в 2024 году: 5 важных вещей
Хорошая новость в том, что сейчас на рынке установилась какая-никакая стабильность после свистопляски первого времени после ухода с рынка западных компаний. Есть и плохая новость – вся продукция без исключения подорожала. Это самые общие тенденции, а теперь приглядимся к конкретике.
Что на витринах
По сравнению с весной 2022 года, ассортимент шин значительно расширился, говорит Алексей Дубнов, специалист сети шинных центров «Автоэксперт»: «Это стало результатом инноваций в области производства и материалов, позволяющих предложить покупателям более широкий выбор».
Особенно заметно увеличение доли китайских брендов, говорит он. По сравнению с прошлыми годами, они улучшили качество, при этом по-прежнему запрашивают разумную цену.
Хотя на прилавках действительно доминируют китайские марки, российских брендов тоже стало больше, говорит Андрей Молодовский, шинный эксперт и ведущий специалист по связям с общественностью сети шинно-сервисных центров «Колеса Даром». К знакомым маркам Viatti, Cordiant и Kama добавились бренды Ikon Autograph, Ikon Nordman и Torero. Выпускают их бывшие иностранные заводы, перешедшие к российским собственникам.
Особенности китайских шин
Китайские производители на сегодня предлагают и массовый экономичный сегмент, и премиальные бренды, говорит Николай Погуляев, собственник и руководитель автосервисов Fit Service.
Главный плюс: китайцы взрослеют
Современные модели из КНР отличаются высокими ездовыми характеристиками, близкими к европейским и российским аналогам.
Другим преимуществом китайских шинных марок является широкая линейка типоразмеров, вплоть до посадочного диаметра 22 дюйма.
Есть и минусы
Негативная перемена в том, что китайские шины уже не так доступны, как раньше, говорит Андрей Молодовский. Да, они по-прежнему дешевле западных аналогов, однако в прошедшие пару лет китайцы повышали цены быстрее прочих, так что по некоторым позициям цена на их продукцию уже не слишком отличается от таких элитных брендов, как Yokohama и Nokian Hakkapeliitta.
При этом в некоторых аспектах, таких как износостойкость, долговечность и аквапланирование, китайские шины могут по-прежнему уступать корейским и западным аналогам, считает эксперт. В целом, для продукции из КНР свойственны такие недостатки:
- Большая шумность.
- Более быстрый износ.
- Тормозные характеристики китайских шин на мокрых дорогах несколько хуже, чем у резины европейских брендов и лучших российских моделей.
- Минусом второго плана можно считать и отсутствие расширенной гарантии на шины в случае непреднамеренного повреждения. «В своей сети мы самостоятельно запустили расширенную гарантию на шины нескольких брендов Китая», говорит эксперт.
Но это недостатки, так сказать, в среднем по больнице. Всегда нужно помнить, что от одной модели к другой набор качеств будет сильно отличаться.
Пример: разбираем 2 модели одного китайского бренда
Алексей Дубнов из «Автоэксперт» приводит в пример две премиальные модели бренда Kapsen.
Первая из них, K3000, выделяется отличными сцепными свойствами как на сухом, так и на мокром асфальте, обеспечивая комфортную и тихую езду. Однако потенциальными минусами ее являются относительно высокая цена и немного меньшая износостойкость по сравнению с аналогами из более дорогих сегментов, говорит он.
Другая, RS21 PracticalMax HT, предлагает хорошее сочетание цены и качества, показывая достойную производительность на разнообразных дорожных покрытиях. Тем не менее, потребители могут заметить худшие ездовые характеристики на высоких скоростях по сравнению с более премиальными моделями.
Китайские шины: обзор брендов
Многие из брендов, пришедших из Поднебесной, российским водителям пока мало знакомы, и Techinsider попросил одного из экспертов составить их обзор, чтобы понять, так сказать, «ху из ху».
Шины китайских марок сегодня – это, в основном, бюджетная продукция, конкурирующая с резиной эконом-класса любого другого производителя, объясняет Андрей Молодовский из сети «Колеса Даром». Хотя есть и бренды, чья продукция мало уступает среднему сегменту, который еще называют сегментом В.
Азиатский премиум
Среди ведущих брендов Китая и Тайваня можно выделить Triangle, Nankang, Evergreen и Maxxis. На родине они считаются «премиум-классом», но до западного премиум-сегмента – истинного класса А – им пока далеко. Об этом говорят результаты независимых тестов зарубежных автоизданий и отзывы реальных автомобилистов.
Чтобы было проще сравнить, они немного не дотягивают до бренда Hankook, но вполне сопоставимы с марками Yokohama или Toyo, объясняет он, а также с суббрендами европейских или американских премиум-производителей, такими как Dunlop, BF Goodrich, Gislaved, Matador, Nordman и Formula.
Средний уровень
Хорошее качество за разумные деньги могут предложить китайские марки Linglong, Atlander и Sailun – они сравнимы с корейскими Laufenn, Nexen и Kumho или российскими Viatti и Cordiant.
К крепким бюджетникам можно отнести и китайские бренды Autogreen, Kapsen и Lanvigator. Они составляют конкуренцию Kama и Belshina в эконом-классе.
Шины с Запада: кто в игре
До введения санкций в России работали 6 шинных заводов европейских и японских компаний, плюс к нам импортировали шины ряда американских и корейских брендов. Сейчас от былой роскоши остались крохи: пара заводов Pirelli в Кирове и Воронеже, да завод Yokohama под Липецком, говорит Молодовский.
Да, шины этих брендов в Россию завозят по параимпорту (кроме Dunlop), но ассортимент моделей и типоразмеров стал скудным, да и цены на них сильно выросли из-за сложного маршрута поставок. «Резину этих премиальных брендов завозят в основном больших типоразмеров, диаметром от 19 дюймов (R19) и выше – проще говоря, для владельцев дорогих авто, могущих себе это позволить», – говорит эксперт.
Шинные концерны Европы
Отдельно стоит упомянуть финскую Nokian Tyres. Потеряв свой российский завод, компания столкнулась с дефицитом мощностей и практически прекратила производство летних шин, чтобы хватило сил удовлетворить спрос на свою коронную продукцию – зимнюю резину. Поставки шин Nokian запрещены для параллельного импорта, так что если их и можно найти в том или ином магазине, то это остатки из старых запасов.
Что касается всеволожского завода финского концерна, то он перешел в управление «Татнефти» и выпускает шины под брендом Ikon Tyres – о нем подробнее ниже.
Завод Continental в Калуге тоже перешел к российскому собственнику и теперь называется Gislaved – российский собственник получил права продавать продукцию под знаменитым шведским брендом в России и Беларуси и Беларуси.
А вот словацкую марку Matador нашим не отдали, поэтому калужский завод запустил вместо нее бренд Torero, полный аналог моделей Matador.
Какие шины будут выпускать на бывших заводах Michelin и Bridgestone, пока неясно.
Лишь итальянский премиальный бренд Pirelli не только не уходит, но и наращивает производство на российских заводах. Он также продолжает выпускать продукцию среднеценового бренда Formula – и даже возобновил производство бюджетных зимних шин Amtel.
Бренды Южной Кореи
Корейские шинники пока не заявляли об уходе с рынка РФ, говорит Молодовский. До сих пор представлен неплохой ассортимент шин Hankook, Laufenn, Kumho и Nexen.
Что с российскими брендами
Сейчас у российских шинников есть почти все нужное, чтобы на равных конкурировать с китайцами: база, опыт – все имеется, говорит Молодовский. «Нашим производителям просто необходимо наладить выпуск шин больших диаметров», – отмечает он.
Как уже говорилось выше, бывший завод Nokian сейчас выпускает шины премиального бренда Ikon Autograph и бюджетного Ikon Nordman, причем второй будет со временем переименован в Ikon Character. Всеволожцы уверяют, что сохранили легендарное финское качество. Если хотите узнать больше об Ikon Tyres, отдельную статью о них почитать можно здесь.
Как выбирать летнюю резину в 2024 году
В целом, принципы выбора остаются теми же, говорит Алексей Дубнов из «Автоэксперта»:
- Изучайте отзывы, независимые рейтинги и тесты. Учитывая, что отзывов на китайские шины пока маловато, упор стоит делать на второй и третий источники.
- Проверяйте наличие гарантии как доказательство, что производитель отвечает за свой продукт.
- Сравнивайте характеристики, базируя выбор на ездовых характеристиках, износостойкости и соответствии условиям эксплуатации.
- Обязательно уточните климатическое исполнение и убедитесь, что оно оптимизировано для климата вашего региона.
- Не выбирайте малоизвестные бренды, даже если это позволит сэкономить – риски того не стоят.
Молодовский согласен, что как минимум в отношении китайской резины главное – это выбирать из уже известных, будь то вам или в целом на рынке, марок или моделей: «Малознакомые бренды, по какой бы сладкой цене они ни были, лучше пока обойти стороной на ближайшие пару-тройку сезонов, пока шины не наберут хоть какое-то количество отзывов или результатов в тестах».
«Возможно, выскажу банальную вещь, но часто покупателям помогают профессиональные рекомендации консультантов в шинных магазинах, особенно если это известная сеть. Крупные шинные дилеры не заинтересованы в продажах непроверенной или некачественной продукции, которые приводят к рекламациям, возврату и в итоге к снижению лояльности потребителей».
Если же говорить о покупке зимних шин (хотя это и не совсем тема сегодняшнего обзора), то у российских производителей и известных западных брендов есть годами наработанная база резиновых смесей для зимы. Лишь единицы из китайских производителей пока могут похвастаться этим же.