Что получится, если корейские инженеры прокачают машину из СССР: яркая и печальная история Tavria Nova

В 1995 году на АвтоЗАЗ пришел новый инвестор – автогигант GM в лице своего корейского подразделения Daewoo.
В тот момент Запорожский автозавод находился в плачевном положении, стремительно теряя покупателей и увязая в долгах. Если в начале девяностых с его конвейера сходило по 130-140 тысяч машин в год, то к 1994-му их число упало до 6000, а в следующем году – и вовсе до тысячи.
И это несмотря на то, что ЗАЗ-1102 «Таврия», единственная запорожская модель на тот период, была соблазнительно дешевой машиной — самой дешевой во всем СНГ, не считая тольяттинской «Оки». Но даже небогатых жителей бывшего СССР отпугивало жуткое – иначе и не скажешь – качество, которым «славился» украинский завод.

Lanos vs «Таврия»
Daewoo Motor трудности партнера не пугали: для нее это был уже не первый опыт работы на постсоветском пространстве. Корейцы успешно запустили проект «Донинвест» в России, «УзДэу» в Узбекистане, помогали своим хозяевам из GM в проектах ЕлАЗ-GM и Chevrolet Niva. ЗАЗ для них тоже был очень интересен и они верили в успех.
Однако владевшее заводом украинское правительство выставило два сложных условия: оплатить долги завода перед рабочими, внести инвестиции на сумму около $150 миллионов и... найти способ реанимировать «Таврию».
Возможно, участвовавшие в переговорах корейские менеджеры искренне захотели познакомиться с машиной, столь ценной для их новых партнеров, что они непременно хотели ее сохранить. Возможно, они очень удивились, когда увидели ее вживую – простенький хэтчбек, который неплохо смотрелся бы в конце 1970-х, но безнадежно устарел к тому времени, о котором идет речь. Еще и собранный такими кривыми руками, что, кажется, сборщиков для конвейера учили работать в какой-нибудь банановой республике, а не в могучей ядерной державе.

У Daewoo были другие планы: она собиралась наладить в Украине производство своих моделей Lanos, Nubira и Leganza. Как бы то ни было, корейцы оставили разные невежливые мысли при себе, что-то просчитали на своих корейских ЭВМ и согласились.
Tavria Nova
Собственно, с работы над качеством и начали приехавшие в Запорожье азиатские менеджеры и инженеры. На заводе полностью переналадили процессы окраски, штамповки и сварки.
Говорящий факт: если «Таврии» периода до 1995 года начинали гнить еще в автосалоне, то обновленные машины, сделанные по корейским технологическим стандартам, можно было увидеть на дорогах 20 лет спустя без единого пятнышка ржавчины. На фотографиях не видно, но Tavria Nova – так назвали модернизированную машину – выглядела как небо и земля, если поставить ее рядом со старой версией. Импортные краски более яркие и насыщенные, поверхность ровная и гладкая, ровные швы, отсутствие скрипов в кузове и подвесках – совершенно другой уровень.
В экстерьере изменились лишь отдельные детали. Появился задний спойлер и третий тормозной фонарь, большие зеркала, а в качестве платной опции – декоративные диски на колесах.
Сильнее поменялся салон: появилась новая, более удобная и информативная панель приборов, пластиковая крышка багажника, обивка сидений симпатичной расцветки.


В разные узлы инженеры Daewoo внесли более 300 изменений. Вроде мелочи, но каждая из них имела огромное значение: патрубки, резиновые шланги, провода, и прочая, и прочая. К тому времени ЗАЗ все еще комплектовал машины узкими покрышками с камерами. Так не годится, постановили азиаты и заменили их на широкие бескамерные шины.
Сердце машины, 1,2-литровый движок МеМЗ-2457, в умелых руках корейских мотористов прибавил сил. Позднее появился вариант объемом 1,3 л, а затем распределенный впрыск, что сразу довело Tavria Nova до экологических норм «Евро-2».

Невезучая украинка
Азиаты знали, что делали. Под их руками Tavria превратилась из аутсайдера в лакомый кусок для небогатого постсоветского автомобилиста – качественная, симпатичная и при этом недорогая. Продажи быстро пошли вверх, так что даже в кризисный 1998 год АвтоЗАЗ продал 40 тысяч экземпляров.
Увы, проект с Daewoo быстро развалился. Между партнерами начали портиться отношения, но что хуже всего, в 1999 году сам концерн Daewoo Motor обанкротился, и это поставило точку в корейско-японском сотрудничестве. А Tavria Nova выпускалась вплоть до 2007 года, поддерживая Запорожский автозавод на плаву.