Что проще сконструировать, ручную КПП или автомат: ответ инженеров, который вас удивит

Автомобильные конструкторы разлюбили старую добрую «механику» – они жалуются, что в 21 веке разработка МКП стала неоправданно сложным и дорогим занятием. Вам это не кажется странным?
Что проще сконструировать, ручную КПП или автомат: ответ инженеров, который вас удивит
Dobbs Tires & Auto Centers
Содержание статьи

Любой человек, мало-мальски разбирающийся в машинах, скажет вам, что механическая коробка передач куда проще, чем автоматическая или роботизированная. Для этого даже не нужно разбираться в деталях ее работы, а достаточно вспомнить, что СССР за долгие годы так и не удалось создать достаточно дешевую и технологичную АКП: массовые отечественные автомобили – «Волги», «Жигули» и «Москвичи», оснащались исключительно механиками. Автоматические же коробки были доступны только в престижных правительственных автомобилях, таких как ЗИЛ, ЗИМ и «Чайка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Массовые отечественные автомобили – «Волги», «Жигули» и «Москвичи», — оснащались механическими коробками передач.
Массовые отечественные автомобили – «Волги», «Жигули» и «Москвичи», — оснащались исключительно механическими коробками передач.
DL24 / Wikipedia

Аналогичная ситуация была на Западе. В течение многих десятилетий коробки-автоматы были популярны в первую очередь на богатом американском рынке, в то время как европейские водители в основном предпочитали простые механические аналоги.

В наши дни механическая коробка передач остается одним из немногих узлов автомобиля, в котором нет встроенного компьютера.

МКП уходят в прошлое

Несмотря на это, в последние два десятилетия популярность механической коробки передач резко снизилась. Даже если такие коробки по-прежнему хорошо продаются, автопроизводители отказываются от их использования. Один из самых ярких и, я бы сказал, вопиющих примеров – это Volkswagen, который откажется от механической коробки передач в своем популярном хэтчбеке Golf начиная с поколения Mk 8.5. Несмотря на то, что покупатели горячей версии «гольфа» GTI во многих странах предпочитают именно ручную коробку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Volkswagen откажется от механической коробки в хэтчбеке Golf
Volkswagen откажется от механической коробки в хэтчбеке Golf начиная с поколения Mk 8.5.
VAG

BMW также заявила, что если вы хотите приобрести заряженную тачку с рычагом на торпедо, вам следует поторопиться, так как скоро эта версия исчезнет из каталога легендарного подразделения М.

Создать хорошую «механику» все труднее

Как ни парадоксально, автопроизводители говорят, что в 21 веке создавать новые механические коробки передач стало неоправданно дорого, несмотря на то, что принципиально их устройство за последние полвека не изменилось. Тем не менее, инженеры говорят, что разработка улучшенных версий – чертовски сложная задача по двум причинам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ограничения по шумности

Например, в США установлены довольно жесткие требования к уровню звука, издаваемого автомобилем при скорости менее 35 миль в час (чуть меньше 60 км/ч), аналогичные нормы существуют и в других странах. Чтобы соответствовать им при езде по городу, автомобиль должен ехать на повышенной передаче.

Коробку-автомат или «робота» легко запрограммировать, чтобы она переключалась в нужный режим. Но как быть, если водитель выбирает передачу вручную?

Одно из решений – подобрать такое передаточное число, которое бы подсказывало водителю самую тихую передачу, рассказал изданию Motor1 Майкл Рослер, глава по разработке Porsche 911. Немецкий бренд спорткаров остается одним из немногих, кто упорно продолжает работать над улучшением МКП.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Porsche manual gearbox
Porsche

Нормы выбросов

Вторая проблема вызвана тем, что в момент переключения передач токсичность выхлопных газов резко повышается из-за неоптимального режима работы двигателя. Поэтому инженеры стремятся сократить паузу на переключение до минимума. В случае с автоматическими коробками, особенно теми, что оснащены двумя сцеплениями, скорость переключения удалось заметно сократить – до сотен и десятков миллисекунд. Переключение вручную, как правило, занимает куда больше времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Gearbox selector
Wallpaper Flare

И это только два главных ограничения, к которым еще добавляются требования автопроизводителей по плавности переключения, надежности и долговечности. Когда нужно разработать новую коробку передач, один только перечень требований к новому агрегату занимает 200 страниц, сказал тому же изданию Рауль Райас, директор по разработке производителя коробок передач Tremec.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это требует долгого и тщательного вылизывания каждой шестерни, говорит он. Хотя в 21 веке коробка передач включает те же самые узлы, что и в прошлом веке, сами детали отличаются очень сильно по форме. Это позволяет, в частности, уменьшить вес шестерен, чтобы обеспечить легкую синхронизацию. Механические коробки проигрывают автоматам по скорости переключения, но это отчасти компенсируется их высоким КПД, у современных образцов передача мощности достигает 97%, при требованиях на уровне 90-95%.

Tremec TR6060
Хотя в 21 веке коробка передач включает те же самые узлы, что и в прошлом веке, сами детали отличаются очень сильно по форме.
Tremec
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Просто, но дорого

Иронично, что сложности, связанные с доведением до совершенства ручной коробки, свели на нет ее главное преимущество по сравнению с автоматами – более низкую цену. Неудивительно, что машин с МКП становится все меньше.

Впрочем, они вряд ли исчезнут совсем. Психика странная вещь, и в мире много людей, которых просто завораживают механические вещи без единого вкрапления силикона. Тот же Рослер говорит, что возня с чисто механическими узлами доставляет ему удовольствие. «Для меня они как классические часы, – сказал он. – И мы видим, что на них есть покупатели. Им тоже нравятся механические вещи. Надеюсь, мы сможем сохранить их».