Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре
Потом перед водителем появилась приборная панель, а на ней... нет, первым появился не спидометр, а более важные приборы, позволяющие следить за состоянием двигателя. Спидометр появился позже, потом сильно вырос в размерах и постепенно выполз на главное место.
Более того, сейчас он... впрочем, обо всем по порядку.
Факт №1. Единственный обязательный
Во многих странах спидометр – единственный требуемый по закону прибор (входит ли Россия в их число, мне выяснить не удалось).
То есть, теоретически, если бы кто-то из автомобильных брендов захотел сделать супердешевый автомобиль, он мог бы убрать с приборной панели всю индикацию, вплоть до указателя уровня топлива. С другой стороны, вы и сами можете ездить с кучей неисправных приборов. Но спидометр должен быть – и он должен быть в порядке.
Факт №2. Спидометр врет
Причем совершенно по закону. Автопроизводители намеренно так его устраивают, чтобы он завышал показания скорости на несколько процентов. Это делается, чтобы избежать обвинений со стороны водителей в том, что я, дескать, ехал четко 60 км/ч по спидометру, а мне прилетел штраф за превышение.
Факт №3. Размер колес имеет значение
Чем больше колеса, тем более низкую скорость показывает спидометр. Дело в том, что на самом деле этот прибор измеряет не скорость самой машины, а частоту вращения колес – на одном из них установлен датчик. Число оборотов колеса на шкале пересчитывается в километры в час по формуле: скорость равна числу оборотов, умноженному на длину окружности колеса. А окружность получается тем больше, чем больше диаметр.
Кстати, это вторая причина, почему автопроизводители настраивают спидометры с завышением. Сейчас стало модно обувать машины в огромные «катки», и нужно, чтобы спидометр не занижал скорость даже на самых больших колесах.
Факт №4. В ралли спидометры меряют другую скорость
В обычном автомобиле датчик скорости ставят на ведущие колеса. Если вам приходилось завязнуть, вы могли заметить, что когда колесо пробуксовывает и крутится на месте, стрелка спидометра показывает так, будто вы движетесь.
Спортивные автомобили, сделанные для ралли-рейдов, проезжают в режиме пробуксовки значительную часть трассы. Если бы спидометры в них были сделаны как в обычной машине, то они бы показывали сильно завышенные цифры, поэтому в этих авто датчик вешают на неведущие колеса.
Факт №5. При аварии стрелка не возвращается к нулю
Такая особенность встречается в электромеханических спидометрах. При сильном столкновении стрелка спидометра замирает на той скорости, какая была у машины в момент удара.
Связано это с особенностями их устройства. Стрелку в таком спидометре двигает шаговый электромотор, причем в обе стороны – и в сторону повышения, и в сторону понижения. При аварии, если двигатель глохнет или разрывается цепь питания, то электромотор не может вернуть стрелку на место.