Что если бы «ГАЗель» сделали не на ГАЗе, а на РАФе: знакомьтесь, «Роксана»
В том числе, безнадежно устарел и микроавтобус РАФ-2203 «Латвия», выпускавшийся на фабрике в Елгаве. В 1987 году на РАФе сменилось руководство, и новый директор Виктор Боссерт горячо выступал за создание полностью новой модели. Под его началом закипела работа над проектом РАФ М1.
Дизайн
Облик будущего микроавтобуса выбирали в ходе всесоюзного конкурса, проведенного в 1988 году фабрикой совместно с газетой «Комсомольская правда». Победил в нем рижский же дизайнер Владимир Васильев. Хорошо быть и участником, и жюри одновременно, не правда ли? Впрочем, издание «Колёса.ру» предположило, что работа Васильева объективно была лучшей: никто из конкурсантов не представлял себе возможности и запросы РАФ так, как он.
Конструкция
Изначально РАФ М-1 хотели сделать передне- и полноприводным, основанным на агрегатах «Москвича». Однако возникли сложности с поставками комплектующих, и создатели М1 переработали конструкцию. Ходовой прототип, выехавший из цеха РАФ в 1990 году, был шедевром комбинаторики:
- Двигатель ЗМЗ-406 от перспективной горьковской легковушки ГАЗ-3103,
- Подвеска от ГАЗ-3105 – разрабатываемой в Горьком «Волги» пятого поколения,
- Пятискоростная коробка передач – от будущего УАЗ «Симбир»,
- Рулевая система с гидроусилителем вообще от Ford Transit, европейского бестселлера в классе микроавтобусов.
Имя
В начале 1990-х проект передали английской инжиниринговой фирме International Automotive Design (IAD) для доводки. Британцы присвоили заказу свое внутреннее обозначение Project Roxanna. Оно понравилось латышам – так микроавтобус получил имя «Роксана».
Увы, дальше в странах бывшего СССР начались экономические проблемы. ГАЗ смог выбратьcя из них: более того, именно «ГАЗель» стала той лошадкой, на которой Горьковский автозавод выехал из кризиса 1990-х. Перспективному проекту РАФ не повезло, и он не достиг конвейера. До наших дней сохранился единственный построенный образец — и то уже хорошо.