Между 3102 и 3110: эти забытые проекты новой «Волги» восхищали европейских дизайнеров
До того момента завод довольно ровно следовал десятилетнему циклу выпуска новых моделей: от ГАЗ-М1 к «Победе», от нее к первой «Волге» под индексом 21, затем к 24-й. Так и в семидесятых заводчане привычно засучили рукава и стали работать над машиной уже шестого поколения. Она должна была стать более престижной и комфортабельной, чем ГАЗ-24, с более мощным 6-цилиндровым двигателем. В тот период советские автозаводы переходили на новую единую четырехзначную индексацию и в соответствии с ней проект получил название ГАЗ-3101.
Их планы нарушил застой, в который быстро погружался Советский Союз. ГАЗ всеми силами пытаясь заинтересовать новой «Волгой» партийных работников. Заводу нужны были деньги, чтобы доработать проект, сделать машину технологичной и приемлемой по цене. Но бюджет на развитие не одобряли.
В качестве временной меры завод поставил на конвейер модель ГАЗ-3102, а затем провел модернизацию ГАЗ-24 – эта версия «Волги» вошла в историю как ГАЗ-24-10. А поскольку время было упущено, то проект 3101 отправили в архив и начали работать с нуля над концептом совершенно иного вида.
ГАЗ-3103 и компания
Существовали разногласия в том, как именно ее теперь создавать: купить лицензию на производство иностранной модели или разрабатывать свою, аутентичную. На первом варианте настаивал Минавтопром. Заводу для изучения прислали несколько иномарок: Ford Scorpio, Audi 100, Saab 9000 и другие. Директора ГАЗ ратовали за свою модель, считая, что ее разработка обойдется дешевле, чем покупка лицензии. Кроме того, на базе одной модели можно разработать целую линейку, настаивали они. Из этих трений родился проект, который в целом был оригинальным, но при этом носил отдельные черты заимствования.
К 1986 году завод сформировал перспективную линейку из трех моделей: бюджетная версия 3103 для таксистов и частников (см. заглавное фото), ее полноприводный вариант 3104 и удлиненная, более мощная и роскошная 3105 для партийных работников.
Дизайн семейства, разработанный Игорем Безродных, напоминал большие модели Ford того времени. Их внутреннее устройство, скорее, напоминает гибрид французской и американской школы конструирования: конструкторы замыслили автомобиль с полностью независимой подвеской типа Макферсон. Более дорогая версия должна была получить мягкую гидропневматическую подвеску. Глядя на успехи полноприводных моделей Audi, будущей «Волге» решили дать постоянный полный привод, за исключением базовой «тройки» – она стала переднеприводной. Две модели более низкого класса должны были получить 4-цилиндровые двигатели, а престижная – мотор V8. В списке опций присутствовали регулировки руля, кондиционер, ABS, помимо прочего.
В 1989 году в СССР началась кампания по борьбе с привилегиями. Для ГАЗа это имело два следствия. Плохое состояло в том, что завод получил приказ прекратить производство представительской машины ГАЗ-14 «Чайка». Однако директор завода Пугин сумел обернуть это обстоятельство на пользу продвижения ГАЗ-3105. С тех пор именно престижная модель оказалась в фокусе, а «тройка» и «четверка» несколько отошли в тень.
В 1992-м ГАЗ-3105 показывали на автошоу в Брюсселе. Источники тех лет говорят, что европейцам «Волга» понравилась и вызвала интерес.
Двумя годами позже ее все-таки начали производить малой серией на опытном участке, однако неотлаженная технология сделала машину неоправданно дорогой: стоила элитная «Волга» около $80 тысяч, примерно столько же, сколько BMW 7 серии. Неудивительно, что общий выпуск составил всего 55 штук и к 1996-му году завершился. Ресурсов на устранение недостатков у завода не было и проект окончательно затух.
В конце девяностых ГАЗ еще раз совершит попытку разработать аутентичную легковую линейку, включая седан ГАЗ-3111 и внедорожник 3106, а потом решится-таки на выпуск лицензионной модели Volga Siber.